У карликовых шимпанзе впервые обнаружили способность делать орудия

В ходе исследования, которое провели израильские ученые, карликовые шимпанзе (бонобо) из зоопарка и заповедника смогли изготовить простейшие орудия труда. До сих пор считалось, что такими навыками обладают лишь особи рода Homo и шимпанзе.

У карликовых шимпанзе впервые обнаружили способность делать орудия © valerie/flickr

«Я уверен, что результаты данного исследования пошатнут устоявшиеся стереотипы, касающиеся потенциала обезьян», — считает один из авторов работы Итай Роффман.

Близкими родственниками бонобо, обитающими в Африке, являются шимпанзе. Однако бонобо считаются менее развитыми, чем их собратья. Уже были случаи, когда шимпанзе использовали ветки в качестве копий для охоты или раскалывали орехи с помощью молотка.

Однако три года назад Роффман наблюдал, как две особи бонобо самостоятельно создали каменное орудие труда, с помощью которого извлекли еду из труднодоступного места. Правда, эти животные с детства тесно взаимодействовали с людьми, которые обучали обезьян различным навыкам. Сейчас израильские ученые решили проверить, смогут ли сделать то же самое обычные особи, выросшие в зоопарке и заповеднике.

Ученые поставили эксперимент, в рамках которого наблюдали за двумя группами карликовых шимпанзе. Первая группа из семи обезьян проживала в немецком зоопарке Вупперталя; вторая, состоящая из восьми обезьян, — в американском заповеднике Бонобо-Хоуп. Таким образом, исследователи смогли сопоставить особей, проживающих в неволе, с особями, проживающими в естественных условиях.

Обе группы бонобо должны были добыть еду, которую разными способами спрятали для них ученые: закопали в земле, положили в бетонные капсулы или поместили в труднодоступные места. Специалисты разбросали по всей зоне испытаний вспомогательный материал: камни, ветки и оленьи рога.

Уже через несколько дней бонобо из заповедника начали создавать сложные инструменты, целесообразно используя имеющийся материал. Так, обезьяны выкапывали еду с помощью веток разного размера. Бонобо из зоопарка тоже пришли к подобным методам добычи пищи, но им для этого потребовался месяц, а качество выполненной работы было заметно ниже.

Результаты исследования сотрудников Хайфского университета (Израиль) опубликованы в журнале American Journal of Physical Anthropology.