Ученые нашли способ борьбы с золотистым стафилококком

Ученые Института белка РАН, Института X-BIO Тюменского государственного университета, НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи и других научных организаций разработали и протестировали новые гибридные антимикробные пептиды (АМП), созданные на основе последовательности рибосомного белка S1 из золотистого стафилококка.

Staphylococcus aureus Золотистый стафилококк © National Institute of Allergy and Infectious DiseasesStaphylococcus aureus (Золотистый стафилококк)
© National Institute of Allergy and Infectious Diseases

В норме стафилококки обидают на коже и слизистых оболочках. Но при ослабленном иммунитете и нарушении кожных покровов они могут вызвать заболевание. Золотой стафилококк – представитель патогенных бактерий, которые имеют много возможностей уклоняться от иммунной защиты человека и часто устойчивы к антибиотикам. Он стал образцом для тестирования новых антибиотиков – антимикробных пептидов.

Наблюдения ученых показали, что в участках рибосомальных белков есть последовательности аминокислот амилоидогенных пептитов. Если встречаются два таких пептида, происходит их объединение – агрегация. Предполагалось, что амилоидогенный пептид может нарушить и даже остановить работу бактериальной клетки, если пептид доставить к рибосоме.

Ученые проверили эту теорию на участке самого крупного рибосомного белка S1 из золотистого стафилококка. Выяснилось, что при соединении пептида-переносчика и амилоидогенной последовательности замедляется рост мультирезистентного вариант золотистого стафилококка и оказывается множественный антимикробный эффект на другие патогенные организмы.

Гибридные пептиды не токсичны для человека, т.к. не влияли на рост клеточной линии фибробластов кожи человека в условиях in vitro.

Статья опубликована в журнале International Journal of Molecular Sciences