Ученые смогли разбудить глубоководных микробов, спящих 100 миллионов лет

В течение десятилетий ученые собирали древние образцы донных отложений, чтобы лучше понять, каким был климат прошлого, как двигались тектонические плиты, из чего состояла глубоководная морская экосистема. В новом исследовании японские ученые выяснили, что при правильном питании в правильных лабораторных условиях микробы, собранные из отложений возрастом до 100 миллионов лет, могут оживать и размножаться даже после такого длительного сна. Новость появилась на портале EurekAlert!.

Микроорганизмы возрожденные из донных  отложений возрастом 101,5 миллионов лет © JAMSTECМикроорганизмы возрожденные из донных отложений возрастом 101,5 миллионов лет
© JAMSTEC

Исследовательская группа собрала древние образцы отложений десять лет назад во время экспедиции в Южно-Тихоокеанский круговорот – часть океана с самой низкой продуктивностью и наименьшим количеством питательных веществ, доступных для питания морской пищевой сети. Ученые хотели выяснить, может ли жизнь существовать в такой среде, ограниченной питательными веществами, или же это безжизненная зона. Также они хотели знать, как долго микробы смогут поддерживать жизнь в условиях почти полного отсутствия пищи.

На морском дне есть слои отложений, состоящих из «морского снега» (органического мусора, постоянно поступающего с поверхности моря) – пыли и частиц, переносимых ветром и океанскими течениями. Маленькие формы жизни, такие как микробы, попадают в этот осадок.

С помощью инструментов исследовательского бурового судна JOIDES Resolution команда пробурила многочисленные керны отложений на 100 метров ниже морского дна и почти на 6000 метров ниже поверхности океана. Ученые обнаружили, что кислород присутствовал во всех ядрах. Предполагается, что, если осадок медленно накапливается на морском дне со скоростью не более метра или двух раз в миллион лет, кислород будет проникать на весь путь от морского дна до фундамента. Такие условия позволяют аэробным микроорганизмам – тем, которые нуждаются в кислороде, – выживать в течение миллионов лет.

В лаборатории ученые инкубировали образцы, чтобы заставить микробы расти. Результаты показали, что вместо того, чтобы окаменеть, микробы в осадке выжили и были способны расти и делиться. До 99,1% микробов в отложениях возрастом 101,5 миллиона лет были еще живы, отмечают авторы работы.

Статья опубликована в журнале Nature Communications