В благодарность за помощь вирус продлевает жизнь насекомому-вредителю

Группа энтомологов Корнельского университета под руководством Эшли Лич (Ashley Leach) экспериментально  подтвердила , что вирус желтой крапчатости ирисов увеличивает жизнь насекомых из отряда трипсов, которые переносят его с одного растения на другое.

Личинка трипса на листе лука© Ashley LeachЛичинка трипса на листе лука
© Ashley Leach

Вирус желтый крапчатости ирисов (Iris yellow spot virus, IYSV) поражает не только ирисы, но и другие луковичные растения, особенно серьезный вред он наносит на плантациях, где выращивается лук. Листья, пораженные вирусом, постепенно увядают и отмирают, у пораженных растений формируются луковицы меньшего размера. Переносчиком IYSV служит табачный трипс (Thrips tabaci). Эти насекомые, самые крупные экземпляры которых не достигают и полутора миллиметров, распространены по всему миру. Они питаются соком растений, протыкая их своим хоботком. Кормом для табачного трипса служит не только табак, но и огурцы, лук, капуста и многие другие культуры. Трипсы наносят вред и сами по себе: в местах их уколов на растениях появляются светло-желтые пятна, при сильном повреждении листья покрывается беловато-желтыми крапинками с черными точками, буреют и засыхают, растения отстают в росте, урожай снижается. Но вирусы, распространяемые табачным трипсом, в частности вирус IYSV, многократно увеличивают ущерб. Живут трипсы около двух недель, так что за летний сезон у них сменяется несколько поколений. Обычно трипсы представлены партеногенетически размножающимися самками, самцы трипсов встречаются редко.

Эшли Лич и ее коллеги выращивали табачных трипсов в лабораторных условиях, причем часть насекомых кормилась на растениях, зараженных вирусом, а другая – на свободных от вируса. Зараженность насекомых вирусом контролировалась дополнительно путем обнаружения при помощи полимеразной цепной реакции гена характерного для IYSV нуклеопротеина. В результате ученые смогли установить, что зараженные трипсы жили в среднем на 3,6 суток (22 %) дольше.

Интересным результатом исследования стало то, что из трипсов, кормившихся на зараженных растениях, вирус получили не все, а лишь 77 %. Эшли Лич полагает, что это объясняется неравномерностью распространения вируса по организму растения. Поэтому из двух трипсов, сосавших сок на разных листьях одного и того же лука-порея, один может получить вирус, а другой – нет.

Результаты исследования были опубликованы в научном журнале открытого доступа Insect Science