Зоологи выяснили, что ранняя весна в Арктике вызывает гибель птиц в Африке

Международная группа ученых при участии сотрудников кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова выяснила, что последствия климатических изменений в Арктике могут проявиться за несколько тысяч километров. К таким выводам ученые пришли, проанализировав собранные более чем за 30 лет данные о птицах из подотряда куликов – “исландском песочнике”. Работа ученых опубликована в журнале Science.

Зоологи выяснили, что ранняя весна в Арктике вызывает гибель птиц в Африке © AP Photo/Schalk van Zuydam

Выяснилось, что вид оказался под угрозой вымирания из-за того, что в процессе глобального потепления изменился размер особей и, соответственно, их способности к пропитанию.

Исландский песочник (Calidris canutus) – один из рекордсменов по дальности перелетов, эта птица способна без остановок преодолеть около 5000 километров. Каждый год она улетает осенью на зимовку к берегам Мавритании (или, в зависимости от подвида, в Австралию или Южную Америку), а весной возвращается для размножения на полуостров Таймыр – самую северную материковую часть Евразии (или, опять же в зависимости от подвида, в Гренландию, на Аляску или Канадский Арктический архипелаг). И тут птица бьет еще один рекорд, выбирая для гнездования самые северные и холодные широты. Прилет птиц в эти суровые края был “рассчитан” эволюцией таким образом, что появление на свет птенцов приходилось как раз на сезонный пик численности их основного корма – насекомых.

Статья описывает изменения в жизни этих птиц с начала процесса глобального потепления, за последние 33 года. Ученые использовали, в частности, данные полных измерений морфологии 1990 молодых птиц, совершавших на протяжении этого периода промежуточные остановки в Польше, спутниковые снимки полуострова Таймыр, а также результаты произведенных голландскими зоологами наблюдений за птицами на побережьях Мавритании.

Выяснилось, что за эти 30 с лишним лет наступление весны на Таймыре, а вместе с ним и пик численности насекомых сдвинулись почти на две недели – если раньше снег на полуострове исчезал к середине июля, сейчас это происходит уже в конце июня. Из-за этого, хотя “формальные” даты прилета птиц и не изменились, фенологически птицы стали гнездиться позже, чем 30 лет назад, и пропускают пик так необходимых птенцам насекомых. Недостаток пищи вызвал уменьшение размера молодых птиц, которое уже невозможно компенсировать в течение последующей жизни.

Выживаемость зависит от размера клюва

Правда, на первый взгляд, проблем от этого у птиц больше не стало: с приходом холодов молодые песочники по-прежнему отправляются в свой долгий путь и успешно добираются до Африки, готовясь провести там всю зиму. Но зимуя в национальном парке Банк-д’Арген в Мавритании, песочники питаются прячущимися в песке двустворчатыми моллюсками, выкапывать которых им помогает достаточно длинный клюв.

Птицы с длинными клювами часто разнообразят свой рацион моллюском Loripes lucinalis, зарывающимся достаточно глубоко в песок. Выживаемость птиц, неспособных добраться до моллюсков Loripes, оказалась значительно ниже, чем у тех, которые в пище ограничены не были. В голодные годы моллюск Loripes может спасти популяцию, у которой просто не остается других вариантов питания.

Пищевые ограничения, связанные со слишком коротким клювом, особенно сильно сказываются на молодых птицах, значительная часть которых из-за этого неспособна пережить свою первую зимовку. Таким образом, последствия проблемы, возникшей у птиц в Арктике, проявляются в полной мере через несколько месяцев, причем, к тому же, и на другом континенте.

По словам одного из автора работы, научного сотрудника биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Эльдара Рахимбердиева, угроза вымирания для песочников более чем реальна. Сейчас численность популяций всех северных видов куликов сильно снижается, некоторые подвиды уже находятся на грани исчезновения. Если клюв птиц уменьшится до такой степени, что у них совсем не будет получаться достать моллюсков, то вид просто исчезнет. Кроме того, многие популяции уже сейчас приближаются к той критической отметке, когда любые случайные колебания численности могут их уничтожить.

Комплексный подход

По словам авторов, уникальность работы прежде всего в комплексном подходе к проблеме выживания популяции. Кроме того, авторы показали, что перенос возникших у вида проблем возможен не только во времени, но еще и в пространстве.

“Когда я был студентом и работал с похожим видом, мы всегда спорили с иностранными коллегами, которые говорили, что птицы умирают, потому что проблемы возникают на пролете. Мы всегда говорили, что проблемы на гнездовании. А те, кто работал на зимовках в Африке, говорили, что нет, проблема в Африке. Сейчас становится понятно, что все эти части взаимосвязаны, и в любой части резкое изменение приводит к неожиданным последствиям”, – комментирует Рахимбердиев.