117-й элемент может скоро получить официальное признание

Группа ученых-ядерщиков из Центра исследований тяжелых ионов (GSI Helmholtz Center for Heavy Ion Research), Дармштадт, Германия, при помощи находящегося в их распоряжении ускорителя создала несколько атомов нового сверхтяжелого 117-го элемента. Данное достижение делает этот элемент, имеющий неофициальное название унунсептий (ununseptium), на шаг ближе к моменту получения им официального названия, после чего он займет причитающееся ему место в таблице периодической системы химических элементов.

117

Элемент называют 117-м из-за того, что ядро его атома содержит 117 протонов, и этот элемент является одним из нескольких недостающих на сегодняшний день пунктов периодической системы химических элементов. Известно, что все сверхтяжелые элементы, имеющие атомное число больше 104 не существуют в природе в естественном виде, самым тяжелым из существующих элементов является уран, ядро которого насчитывает 92 протона. Но ученые, используя мощные ускорители тяжелых частиц, могут получать сверхтяжелые элементы, искусственно добавляя протоны в ядро атома при помощи реакций ядерного синтеза.

За последние годы ученые добились достаточно значимых успехов в деле создания искусственных сверхтяжелых элементов. “В своих исследованиях мы преследуем цель, которая заключается в выяснении того, насколько большим может быть ядро атома” – рассказывает Кристоф Дюллман (Christoph Dullmann), профессор из Инститцта ядерной химии университета Иоганнеса Гуттенберга (Institute for Nuclear Chemistry at Johannes Gutenberg University Mainz), – “Сейчас мы пытаемся выяснить, существует ли предел, ограничивающий количество протонов, которые могут быть “упакованы” в одно ядро атома вещества”.

117-1

Как правило, чем большее количество нейтронов и протонов содержит ядро атома, тем более нестабильным становится такой атом. Самые сверхтяжелые элементы существуют всего микросекунды и наносекунды времени до того момента, как их ядра распадаются на ядра более легких элементов. Однако, ученые предполагают, что существует некий “остров стабильности”, сверхтяжелые элементы которого становятся стабильными, способными существовать достаточно долгое время. Обнаружение этого острова и стабильных сверхтяжелых элементов имеет огромное научное значение, такие элементы могут стать основой совершенно новых технологий и научных исследовательских методов.

“Существуют предположения, что некоторые из сверхтяжелых элементов являются стабильными элементами и могут существовать в окружающем мире достаточно долгое время” – рассказывает Дюллман, – “В настоящее время мы исследуем зависимость периода полураспада сверхтяжелых элементов, ядра которых насыщены большим количеством нейтронов и протонов”.

Напомним нашим читателям, что 117-й элемент был получен впервые в 2010 году в Объединенном Институте ядерных исследований в Дубне, Россия, совместными усилиями российских и американских ученых из Национальной лаборатории имени Лоуренса (Lawrence Livermore National Laboratory, LLNL). Но результатов, полученных в 2010 году, оказалось недостаточно для того, чтобы представители комитета Международного союза чистой и прикладной химии (International Union of Pure and Applied Chemistry, IUPAC) приняли решение об официальном признании открытого элемента. Сейчас же, после достижения германских ученых, комитет IUPAC должен будет вновь вернуться к вопросу о предоставлении 117-му элементу официального названия и о включении этого элемента в периодическую систему химических элементов.

Источник: dailytechinfo.org