Новый шаг к разгадке жизни

Радует, что эксперимент − дело рук итальянских и наших российских ученых. Для того чтобы его осуществить, ученым пришлось воспроизвести и космические условия − брать образцы метеоритов и подвергать их воздействию частиц на ускорителях Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ). Таким образом специалисты имитировали галактическое космическое излучение.

Околоземной астероид Эрос
©NASA

Все это происходит в одной пробирке, в одной гигантской пробирке космоса, в среде под воздействием сильного излучения.

Эрнесто Ди Мауро профессор римского университета Сапиенца

Надо сказать, что как он, так и группа российских ученых во главе с директором лаборатории радиационной биологии ОИЯИ академиком Евгением Красавиным вопросами зарождения кирпичиков жизни в космосе занимались давно − с 2011 года.

Проводилось облучение взвеси метеоритной пыли в формамиде, а затем исследовалось, что возникает. Облучение только формамида рождает некоторые продукты, но при облучении протонами с веществом метеоритов мы получает здесь абсолютно все РНК, различные сахара.

− Евгений Красавин, директор лаборатории радиационной биологии ОИЯИ

Напомним, что до этого момента в космосе было обнаружено порядка 80 органических молекул. Наиболее распространенные из них − молекулы цианистоводородной кислоты (HCN). Когда эта кислота контактирует с водой − образуется формамид (простейший карбоксамид − первый член гомологического ряда амидов карбоновых кислот). Именно его находят в космической пыли, в хвостах комет. И как раз из него могут возникать нуклеиновые и жирные кислоты, которые, как известно, являются основой мембран клеток.

Здесь есть все элементы, чтобы сконструировать информационные макромолекулы и для начальных этапов того, что обеспечивает обмен веществ.

− Евгений Красавин, директор лаборатории радиационной биологии ОИЯИ

Интересно, что, по словам Эрнесто Ди Мауро, полученные учеными результаты могут быть полезны также и при синтезе некоторых соединений в промышленности. А в ближайшее время специалисты должны также провести подобный эксперимент, исключив воздействие на образцы метеоритов и магнитного поля Земли для того, чтобы полностью воспроизвести условия космоса.