Российские химики синтезировали перспективные соединения для борьбы со злокачественными опухолями

Ученые из Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, Института неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, Астраханского государственного технического университета и Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины имени акад. Ю.М. Лопухина разработали простой подход к синтезу новых противораковых соединений. Показана принципиальная возможность сочетания высокой биологической активности и генерации свободных радикалов в одной молекуле.

Образцы (слева) и кристаллы (справа) синтезированного соединения на основе цисплатина ©  ИОНХ РАН Образцы (слева) и кристаллы (справа) синтезированного соединения на основе цисплатина
©  ИОНХ РАН

Цисплатин – лекарственный препарат, широко применяемый в химиотерапии, который обладает целым рядом побочных действий. В связи с этим в настоящее время ведется активный поиск новых биологически активных веществ с противораковой активностью, обладающей меньшей токсичностью для здоровых клеток.

Коллектив ученых из Москвы, Астрахани и Новосибирска предложил дополнительно модифицировать цисплатин органическими молекулами, способными обратимо принимать электроны, генерируя при этом свободные радикалы, что может быть использовано при химиотерапии.

«Редокс-активные лиганды – это органические молекулы, способные превращаться в радикалы. Большинство работ направлено на изучение каталитических или магнитных свойств комплексов металлов с такими лигандами. Современные исследования, вопреки устоявшимся представлениям о вреде свободных радикалов, показывают, что при грамотном подходе их можно использовать для терапии различных заболеваний. Мы решили синтезировать молекулы, которые будут содержать ион платины с окружением, как в цисплатине, с возможностью генерации радикалов», – рассказывает кандидат химических наук Дмитрий Ямбулатов, научный сотрудник Лаборатории химии координационных полиядерных соединений ИОНХ РАН.

В результате работы были получены три новых соединения платины, проявляющих биологическую активность и являющиеся токсичными в отношении раковых клеток. Электрохимические измерения показали, что генерация свободных радикалов возможна во всех трёх соединениях. По словам авторов разработки, одно из соединений по противораковой активности сопоставимо с цисплатином, но, к сожалению, более токсично к здоровым клеткам. О внедрении полученных результатов пока рано говорить – обычно лишь малая часть вновь синтезированных соединений становится лекарствами, поэтому приходится тестировать сотни и тысячи молекул, чтобы выявить закономерности их строения и свойств, постепенно повышая их активность против раковых клеток и снижая цитотоксичность к здоровым.

Полученные результаты станут основой для новых исследований биологической активности комплексов металлов. Ученые продолжают работу над модификацией органических молекул, а также планируют заменить платину на никель – более совместимый с организмом человека элемент.

Результаты исследования, поддержанного Российским научным фондом (проект № 22-13-00175), опубликованы в журнале Molecules.
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)