Станция “Мирный”: 60 лет отечественным исследованиям Антарктики

13 февраля 1956 года была открыта первая советская антарктическая станция “Мирный”. Эту дату считают началом регулярных отечественных исследований Антарктики, которых с тех пор провели очень много. О том, чем сейчас занимаются российские полярники и какие работы ведутся на станции “Мирный”, рассказал директор Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин.

Поселок Мирный, 13 февраля 1956Поселок Мирный, 13 февраля 1956
© Александра Кочеткова/Фотохроника ТАСС

Станция находится в восточной части Антарктиды на самом побережье моря Дейвиса, до ближайших соседей – австралийской антарктической станции Дейвис – оттуда 678 километров пути. Среднегодовая температура на “Мирном” -11,3 °C, максимальная +6,8 °C, минимальная -40.

Сегодня главная отечественная антарктическая станция – это куда более известный “Восток”, но долгое время российским форпостом в Антарктиде была именно станция “Мирный”. Кроме них, на шестом континенте есть еще три постоянных круглогодичных станции (“Лазаревка”, “Прогресс”, “Беллинсгаузен”) и пять сезонных полевых баз, на которых в сумме могут жить 110 человек зимовочного состава и 120 сезонного.

От космоса до минералов

“Сейчас в Антарктиде ведутся научные исследования во всех природных средах, начиная от ближнего космического пространства и кончая недрами земли: в магнитосфере, ионосфере, озоносфере, свободной приземной атмосфере, гидросфере, биосфере, литосфере и, конечно, криосфере – имеется в виду вечная мерзлота и ледяные покровы”, – рассказал Лукин.

При этом многие из этих исследований можно проводить только здесь. Антарктида на 99% покрыта льдом, это единственный континент, лишенный тотальных атрибутов цивилизации: сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, больших урбанизированных поселений. Полярные станции России и других стран не сильно изменяют природные условия, поэтому в Антарктиде очень удобно отрабатывать и проверять климатические модели, которые, помимо естественных параметров вроде интенсивности солнечного излучения, учитывают еще и антропогенные факторы.

Подобные исследования очень важны именно для России, поскольку 60% территории нашей страны находится в зоне вечной мерзлоты и незначительные изменения климата могут привести к катастрофическим последствиям в этих регионах. По оценкам экспертов, повышение средней температуры в зоне вечной мерзлоты даже на 1 градус вполне способно вызвать разрушение линий электропередач, фундаментов зданий, нефтепроводов и даже автомобильных и железных дорог.

Также в Антарктиде проводят уникальные исследования биосферы, и особенно биоразнообразия бактерий. В суровых условиях ледяного континента выживают только самые приспособленные микробы. Они помогают понять человеку, как живое может адаптироваться в самых экстремальных средах, и, кто знает, может быть, жизнь на других планетах или их спутниках, будь она найдена, будет похожа именно на эти антарктические микробы. Такие гиперустойчивые организмы называют экстремофилами.

Спутники и рыба

В Антарктиде ведутся важные геофизические исследования магнитосферы Земли, которая защищает нас от солнечного ветра и космического излучения. Южный геомагнитный полюс находится как раз рядом с одной из российских станций, и поэтому регистрировать геомагнитные сигналы здесь можно с минимальными шумами.

“Наблюдая геомагнитные процессы в Антарктиде, мы можем оперативно использовать эти данные для своевременного обеспечения информацией наших органов власти, поскольку эти возмущения могут оказывать катастрофическое влияние на спутники, передачу электроэнергии по высоковольтным линиям и даже на работу трубопроводов”, – сообщил Лукин.

Также в Антарктиде расположена станция мониторинга параметров орбит спутников ГЛОНАСС, которую активно использует Роскосмос, а работы многих биологов и агротехников здесь направлены на поддержку рыбопромысловой деятельности России в водах Южного океана. В окрестностях Антарктиды ловят рыбу и криль все страны. Квоты на отлов ежегодно определяет комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, цель которой – не допустить нарушения экосистемы.

А вот никаких геологоразведочных работ и тем более добычи полезных ископаемых в Антарктиде нет. “Статьей седьмой Протокола по охране окружающей среды от 1991 года в Антарктике любая деятельность в отношении минеральных ресурсов Антарктики, кроме научной, запрещена. Это основной документ, регулирующий деятельность всех стран – исследователей Антарктики. Он был ратифицирован всеми участниками и вступил в силу с 1998 года”, – объяснил Лукин.

Ученые из разных стран очень тесно сотрудничают в Антарктиде – независимо от того, как меняются отношения между их государствами. В этом сезоне российские станции активно работали со специалистами из Германии, США, Польши, а наши исследователи в свою очередь были задействованы в инфраструктуре бразильской и французской антарктических программ.

Что сейчас происходит на станции?

“В этом году на станции “Мирный“ активно велись инженерные работы, – рассказал Лукин. В самом начале летнего сезона (это поздняя осень – зима в нашем Северном полушарии) туда пароходом приехали сезонные рабочие для восстановления взлетно-посадочной полосы, которой в “Мирном“ не было уже 25 лет. В среду, 10 февраля, на новую полосу впервые приземлился самолет”. Воздушные полеты в Антарктике обходятся гораздо дешевле, чем морское сообщение: один день работы судна в таких условиях стоит несколько миллионов рублей.

Кроме инженерных работ, в этом году на станции продолжались мониторинговые наблюдения по метеорологии, аэрологии, гидрологии и другим наукам. Специальных научных исследований в 2015 году на “Мирном” не проводилось, но это скорее исключение из правил: еще в прошлом году там была проделана большая работа по космическим лучам, а сейчас комиссия Российской антарктической экспедиции собирает заявки на исследования грядущего сезона.