Обнаружен новый тип клеток, регулирующих частоту сердечных сокращений

Исследователи из Университета Нотр-Дам (США) определили новый тип клеток в сердце, которые помогают регулировать частоту сердечных сокращений и могут стать важным ключом к пониманию некоторых типов врожденных пороков сердца и других сердечных заболеваний, сообщает пресс-служба вуза.

Nina L. Kikel-Coury in the Smith Lab.Нейроны (синий) и астроцитоподобная сердечная глия (зеленый), охватывающая сердце рыбки данио (красный)
© Nina L. Kikel-Coury in the Smith Lab.

Клетки, которые были названы nexus glia, напоминают глиальные клетки в головном мозге – астроциты, которые окружают нейроны и обеспечивают условия для передачи нервных импульсов. Когда ученые удалили эти клетки, частота сердечных сокращений увеличилась, а когда отключили основной ген, который управляет их глиальным развитием, сердце билось нерегулярно. Ранее считалось, что астроциты находятся только в центральной нервной системе – головном и спинном мозге.

Недавно обнаруженные клетки расположены в месте соединения стенок сердца и сосудов – там же, где обнаруживаются многие врожденные пороки сердца (хоть прямой связи между пороком сердца и nexus glia пока не выявили). Это место соединения формируется в процессе развития организма и участвует в пути, связывающим желудочки с артериями, выходящими из сердца. Группа исследователей сначала обнаружила клетки в сердцах рыбок данио, а затем – у мышей и у человека.

Ученые также пытались понять, как клетки nexus glia связаны с заболеваниями, которые возникают в результате сбоев в вегетативной нервной системе. Одно из них – синдром постуральной ортостатической тахикардии (POTS), который вызывает головокружение, обмороки и быстрое учащение пульса, когда человек меняет положение лежа на положение сидя или стоя. Хотя POTS потенциально может быть связан с новым типом клеток, пока рано это утверждать, так как полностью функция сердечных глиальных клеток не известна.

Статья опубликована в журнале PLOS Biology