Создана нанокерамика со свойствами природной кости

Российские ученые создали нанокерамику со свойствами природной кости. Изготовленные из этого материала протезы не отторгаются организмом.

Нанокерамика со свойствами природной кости
©Пресс-служба ТГУ

Специалисты Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ СО РАН) и Томского госуниверситета (ТГУ) разработали нанокерамический аналог природной кости. Как отметил заведующий кафедрой прочности и проектирования физико-технического факультета ТГУ Сергей Кульков, протезы из этого материала не отторгаются организмом.

Нанокерамика (керамический наноструктурный материал) – компактный материал на основе оксидов, карбидов, нитридов, боридов и других неорганических соединений, состоящий из кристаллитов (зерен) со средним размером до 100 нм.

Исследователи создали протезы мелких суставов пальцев из уникального нанокерамического пористого материала, который по структуре, строению и механическим свойствам похож на природную кость. Таким материалом, как отмечает Кульков, можно заменить практически любую кость.

Это нанокерамика, у которой мы провели модификацию поверхностей. Внешние поверхности модифицировали с помощью магнетронного напыления, внутренние – с помощью химических методов, то есть пропитывали раствором, чтобы получить кальций-фосфатное покрытие. В отличие от иностранных аналогов, протезы из отечественной нанокерамики будут в разы дешевле и доступны для всех слоев населения.

– Сергей Кульков

Он также сообщил, что специалисты «Биомедицинских технологий», совместно с которыми велась работа по созданию нанокерамического аналога природной кости, провели доклинические исследования на животных.

Результаты положительные – мелкие протезы из нанокерамики показали полное врастание. Коллеги из университета Крита (Греция) показали, что наша керамика из биоинертной становится биоактивной. Это значит, что она воспринимается организмом как свое, а не инородное тело.

– Сергей Кульков

Сейчас  специалисты занимаются подготовкой к клиническим испытаниям. В случае успешных результатов возможно получение лицензии и запуск производства протезов из нанокерамики.

Наш партнер – Новосибирский электровакуумный завод – готов производить протезы.