Ученые объединили вирусы с антибиотиками для борьбы с устойчивыми к антибиотикам бактериями

Исследователи из Университета Монпелье (Франция) и Университета Питтсбурга (США) тестируют новые методы лечения, сочетающие бактериофаги с антибиотиками, которые мы используем в настоящее время, для лечения устойчивых к антибиотикам инфекций. В своей работе ученые исследуют антибактериальные эффекты новой комбинированной терапии при лечении инфекций, вызванных бактериями M. abscessus, передает портал EurekAlert!.

Данио, инфицированные флуоресцентными бактериями Mycobacterium abscessus, показаны красным © Dr Matt Johansen and the Kremer LabДанио, инфицированные флуоресцентными бактериями Mycobacterium abscessus, показаны красным
© Dr Matt Johansen and the Kremer Lab

Mycobacterium abscessus, родственник бактерий, вызывающих туберкулез и проказу, ответственен за особенно серьезные повреждения легких человека и может быть устойчивым ко многим стандартным антибиотикам, что затрудняет лечение инфекций. Тем не менее, бактерии уязвимы для вирусов естественного происхождения – бактериофагов: для каждого вида бактерий существует уникальный бактериофаг, который его уничтожит.

Ранее группа из Питтсбурга определила один бактериофаг из 10 000, известный как «Мадди», который эффективно убивает бактерии в чашке Петри и может быть кандидатом для лечения этих инфекций у людей. Однако команда хотела найти альтернативу тестированию новой терапии на пациентах. Зная, что пациенты с муковисцидозом особенно уязвимы для инфекций M. abscessus, авторы работы решили протестировать свою новую комбинированную терапию на рыбках данио, несущих ключевую генетическую мутацию, которая вызывает муковисцидоз у людей и имитирует реакцию нашей иммунной системы на бактериальные инфекции. Затем команда получила образцы устойчивой к антибиотикам формы M. abscessus от пациента с муковисцидозом, чтобы заразить рыбок данио с кистозным фиброзом и протестировать новое лечение.

Во-первых, им нужно было выяснить, как эти муковисцидозные рыбки данио реагируют на инфекцию M. abscessus. Наблюдая за рыбками в течение 12 дней, они обнаружили, что у данио развилась серьезная инфекция с абсцессами, и у них был высокий уровень смертности; выжило только 20% испытуемых. Затем команда проверила, насколько хорошо инфицированная рыба выздоравливала при введении антибактериального бактериофага «Мадди» в течение пяти дней. На этот раз у рыб было гораздо меньше тяжелых инфекций, увеличились шансы на выживание (40%) и было меньше абсцессов, перенесенных рыбами во время тяжелой инфекции.

Затем авторы искали антибиотик, который можно было бы использовать вместе с «Мадди», и обнаружили, что антибиотик рифабутин может лечить инфекцию M. abscessus так же эффективно, как и один бактериофаг. После этого исследователи лечили инфицированную рыбу в течение пяти дней антибиотиком и бактериофагом. При таком комбинированном лечении выживаемость рыб резко возросла до 70%, и у них было гораздо меньше абсцессов. Это резкое улучшение по сравнению с рыбами, получавшими только антибиотик, выживаемость которых составляла 40%.

Показав, что можно вылечить устойчивую к антибиотикам инфекцию у уязвимых рыбок данио с помощью специально нацеленных бактериофагов, авторы надеются, что это лечение в конечном итоге можно будет использовать и для лечения людей.

Статья опубликована в журнале Disease Models & Mechanisms