Африканский лютокот. Встречаем нового гиенодонта Pakakali rukwaensis

Международная группа палеонтологов описала нового хищника, жившего примерно 25 млн лет назад в Восточной Африке. Животное достигало размеров современной рыси и принадлежало к архаичной и полностью вымершей к настоящему времени группе гиенодонтов (Hyaenodontidae).

Pakakali rukwaensis

Новые данные, полученные благодаря пакакали, должны помочь ученым восстановить некоторые детали длительного процесса исчезновения гиенодонтов под давлением более современных и продвинутых форм хищников, таких, как кошки и собаки.

“Pakakali rukwaensis предоставляет нам новую, основанную на зубах, биогеографии и филогенетическом анализе, информацию о переходе от хищников более древних экосистем к плотоядным животным современных экосистем африканских стран”, – рассказала доктор Джуди Ског (Judy Skog), директор программ Национального научного фонда, финансировавшего это исследование.

Непривычное для слуха название Pakakali происходит из языка суахили и означает дословно “лютая кошка”. Видовое наименование rukwaensis отсылает к месту находки – разломной долине Руква (Rukwa Rift), входящей в состав Великой рифтовой долины, протянувшейся практически вдоль всего восточного побережья Африки. Остатки очередного гиенодонта были найдены в богатых окаменелостями слоях формации Nsungwe на юго-западе Танзании. Их возраст очень близок к моменту начала заселения Африки хищниками более-менее современного облика, и на примере пакакали ученые могут изучать гиенодонтов, еще не столкнувшихся со ставшими для них фатальными пришельцами.

“После исчезновения динозавров 66 миллионов лет назад гиенодонты оказались главными хищниками Африканского континента. Но между 23 и 25 млн лет назад туда прибыли древние родственники современных собак, кошек и гиен, которые сосуществовали с гиенодонтами на протяжении нескольких миллионов лет. В конце концов гиенодонты вымерли”, – рассказали палеонтологи университета штата Огайо Нэнси Стивенс (Nancy Stevens) и Мэтью Бортс (Matthew Borths).

“Этот переход от гиенодонтов к современным плотоядным животным в Африке напоминает контролируемый эксперимент. Мы начинаем с одних только гиенодонтов, затем появляются родственники кошек и собак, сосуществуют в течение нескольких миллионов лет, наконец гиенодонты вымирают и мы остаемся только с “королем-львом”. Благодаря Pakakali rukwaensis мы можем начать распутывать клубок вопросов об этом вымирании. Были ли конкурирующие линии? Были ли они иначе адаптированы к более суровому, более открытому пейзажу? “, – добавил доктор Бортс.

В те времена африканские экосистемы переживали драматические климатические и тектонические потрясения, потому что Африка столкнулась с Евразией и в результате этого столкновения формировалась современная Восточноафриканская рифтовая система. Судя по первым результатам, гиенодонты, возможно, были вынуждены стать более высокоспециализированными мясоедами из-за конкуренции со стороны других видов, и эта их диетическая специализация, возможно, сделала их более уязвимыми в изменяющихся условиях, оставив им меньше выбора в продуктах питания.

Статья опубликована порталом PLoS ONE