Древние акулы оказались похожими на угрей

Раньше палеонтологам были известны только три зуба древних акул рода Phoebodus, но благодаря нескольким черепам и почти полному скелету, найденным в Атласских горах в Марокко, ученые  смогли  достаточно точно реконструировать облик этих животных. Жившие 360 миллионов лет назад акулы оказались похожими скорее на гигантских угрей, чем на современных акул.

Реконструкция акул Phoebodus © Linda Frey et al., Proceedings of the Royal Society BРеконструкция акул Phoebodus
© Linda Frey et al., Proceedings of the Royal Society B

Окаменелости сохранились благодаря тому, что место, где обитали эти акулы, было мелководным морским бассейном. Останки умерших акул погрузились на дно и были быстро покрыты осадком, а ограниченная циркуляция воды и низкий уровень кислорода сберегли их от разрушения бактериями и позволили завершить процесс фоссилизации. Правда, окаменелости оказались довольно хрупкими, но палеонтологи преодолели эту сложность. Они не стали извлекать кости из камня, а исследовали их при помощи компьютерной томографии. В результате на основе находок в журнале Proceedings of the Royal Society были описаны два вида рода Phoebodus.

Среди ныне живущих акул сходный облик имеет только один вид — малоизученная плащеносная акула (Chlamydoselachus anguineus), хотя она и не является прямым потомком акул рода Phoebodus каменноугольного периода. Но тело ее тоже вытянуто и напоминает тело морской змеи или угря, а плавники сдвинуты в хвостовую часть. Плащеносная акула достигает двухметровой длины и встречается на глубинах от 120 до 1450 метров в разных районах Тихого и Атлантического океанов.