Меловой кузен современных птиц раскрыл секреты эволюции

Китайские палеонтологи опубликовали описание своей новой находки – жившей в меловом периоде птицы. Ископаемые остатки сохранились настолько хорошо, что можно различить даже созревавшие внутри тела яйца. Доступными для изучения оказались и следы мягких тканей крыла, поразившие исследователей своим сходством с крыльями современных птиц.

Меловой кузен современных птиц раскрыл секреты эволюции

Окаменелость Eoconfuciusornis indet

По остаткам перьев ученые смогли частично восстановить прижизненную окраску. Эта окаменелость невероятна, заключили исследователи, и поднимает наши знания о ранних птицах на новую высоту.

Образец был сразу же определен как Eoconfuciusornis – один из первых представителей Confuciusornithiformes, знаменитого тем, что именно в этом отряде впервые появился настоящий птичий клюв, лишенный зубов. Более молодой родственник эоконфуциусорниса – Confuciusornis – известен по тысячам экземпляров, однако новый образец Eoconfuciusornis стал всего лишь вторым из попавших в руки ученым. Зато он великолепно сохранился. Редкость находок Eoconfuciusornis объясняется тем, что они встречаются только в отложениях возрастом 130,7 млн лет, так называемой Уацзяцзинской свите. Птицы из этого слоя очень редки, отмечают китайские палеонтологи.

“Эта новая окаменелость невероятна, – заявил соавтор работы, доктор Цзинмай О’Коннор (Jingmai O’Connor). – Благодаря большому количеству информации, которую можно извлечь из этого экземпляра, мы можем практически оживить этот древний вид. То есть мы в состоянии понять, как он выглядел, рос, летал и размножался. Ископаемые, подобные этому, продолжают революционизировать наши представления о ранних птицах”.

Новый образец оказался самкой, внутри скелета которой ученые обнаружили окаменевшие остатки фолликулов – будущих яиц. С ними связано важное открытие – сохранившиеся в ископаемом виде желтки так и не снесенных яиц отличались друг от друга по размеру. Это значит, что яйца конфуциусорнисов развивались внутри тела самки не параллельно, как, например, у крокодилов, у которых вынашивание яиц занимает по несколько месяцев, а последовательно, сперва одно, затем другое, и так далее, подобно тому, как это устроено у современных птиц.

Таким образом, отмечают исследователи, Confuciusornithiformes независимо от настоящих птиц выработали механизмы ускоренного формирования желтка, предъявляющие весьма высокие требования к уровню метаболизма. Однако не слишком большая разница в объемах желтков показывает, что уровень метаболизма у Confuciusornithiformes был все же ниже их современных родственников, и энергетические профили их были чем-то средним между современными птицами и крокодилами.

Другой интересной находкой стало открытие у конфуциусорнисов патагии – кожной перепонки, помогающей современным птицам в полете. В ископаемом состоянии хорошо сохранилась коллагеновая сеть летательной перепонки – пропатагиума – идентичная современным птицам. Эта упругая сетка придавала перепонке крыла конфуциусорнисов форму, создающую подъемную силу.

Реконструкция пары EoconfuciusornisРеконструкция пары Eoconfuciusornis