Палеонтологи описали живших 11,5 миллиона лет назад нелетающих лебедей-фильтраторов

Японские палеонтологи описали два новых вида нелетающих лебедей, которые обитали в Японии 11,5 миллиона лет назад. Ученые назвали их Annakacygna hajimei и A. yoshiiensis. Эти лебеди отличались от современных видов широким клювом, с помощью которого отфильтровывали мелких беспозвоночных. Крылья и хвост Annakacygna могли формировать «колыбель» для птенцов, а также использоваться для визуальной коммуникации.

Реконструкция нелетающего лебедя Annakacygna с птенцами на спине © Hiroshige & Yoshikazu / Bulletin of Gunma Museum of Natural History, 2022Реконструкция нелетающего лебедя Annakacygna с птенцами на спине
© Hiroshige & Yoshikazu / Bulletin of Gunma Museum of Natural History, 2022

Среди гусеобразных (Anseriformes) известно множество видов, которые потеряли способность к полету в процессе эволюции. К примеру, в миоцене на островах в Средиземном море обитал огромный нелетающий гусь Garganornis ballmanni с «боевыми» крыльями. В среднем плейстоцене на Сицилии и Мальте жил крупный нелетающий лебедь Cygnus falconeri, который был выше слонов, живущих по соседству, — карликовых палеолоксодонов. А несколько тысяч лет назад на гавайском острове Кауаи водилась необычная нелетающая — и, вероятно, слепая — утка Talpanas lippa. Нелетающие гусеобразные живут и сегодня: например, потеряли способность летать три вида уток-пароходов из Южной Америки.

Мацуока Хиросигэ (Matsuoka Hiroshige) из Киотского университета и Хасэгава Есикадзу (Hasegawa Yoshikazu) из Музея естественной истории Гуммы описали двух новых нелетающих гусеобразных из морской формации Хараити (Haraichi Formation) в Японии, возраст отложений которой оценивается в 11,5 миллиона лет (миоцен). Один экземпляр представлен практически полным скелетом, который обнаружили в 2000 году недалеко от города Аннака, а второй представляет собой фрагмент тибиотарзуса (голено-предплюсны), найденный в 1995 году возле города Такасаки.

Палеонтологи определили, что ископаемые птицы относятся к лебедям (Cygnini). Ученые создали для них новый род, который назвали Annakacygna, что означает «лебедь из города Аннака». При этом два экземпляра описали в качестве отдельных видов: A. hajimei на основе скелета и A. yoshiiensis на основе тибиотарзуса. Первый вид был размером с черного лебедя, а второй был намного больше шипуна — крупнейшего современного лебедя.

Короткие крылья Annakacygna указывают на то, что эти лебеди не могли летать. Однако плечевой сустав обладал такой же подвижностью, как у летающих видов, и позволял отводить крылья далеко назад. Кроме того, у этих лебедей был очень подвижный хвост. Палеонтологи предположили, что крылья и хвост могли формировать «колыбель» для птенцов, так как некоторые современные лебеди — шипун, черный и черношейный — носят птенцов на спине, прикрывая их приподнятыми крыльями. Ученые считают, что крылья и хвост также могли использоваться для визуальной коммуникации между партнерами.

Другой отличительной особенностью Annakacygna был широкий и плоский клюв, как у современной утки широконоски, которая с его помощью отфильтровывает водных беспозвоночных. Морфология клюва Annakacygna говорит о том, что эти лебеди были в большей степени приспособлены к фильтрующему питанию, чем широконоска. Это кардинально отличается от способа питания современных лебедей, которые при помощи своей длинной шеи добывают водные растения — или же питаются травой на берегу.

Ученые отмечают, что кости Annakacygna утяжелены за счет пахиостоза. Такая картина обычно наблюдается у ныряющих птиц, однако широкий таз Annakacygna противоречит способности глубоко нырять. Палеонтологи считают, что эти лебеди кормились на поверхности воды, а тяжелые кости помогали им стабилизировать тело при волнении на море.

Большое количество нелетающих видов среди гусеобразных (и некоторых других отрядов) ученые объясняют тем, что во время линьки эти птицы временно теряют способность летать — это может быть преадаптацией к постоянной потере полета.

Исследование опубликовано в журнале Bulletin of Gunma Museum of Natural History