Первые зубы на Земле имели уникальный состав

Исследователи из Института геологии имени академика Н.П. Юшкина Уральского отделения РАН детально проанализировали твердые ткани необычных ископаемых существ — конодонтов, существовавших 500—200 миллионов лет тому назад. Выяснилось, что их биоминеральные части, включая зубы, уникальны не только по своему строению, но и по составу. Они не имеют близких аналогов среди известных живых существ. Об этом кратко сообщает Федеральная система мониторинга результативности деятельности научных организаций.

Конодонт © Nobu Tamura / Wikimedia CommonsКонодонт
© Nobu Tamura / Wikimedia Commons

Конодонтами (Conodonta) называют класс вымерших морских животных. Считается, что они принадлежали к типу хордовых. Внешне они были похожи на современных угрей, длиной от 1 до 40 сантиметров, имели большие глаза, плавники с плавниковыми лучами и, предположительно, хорду (фактически в ископаемых останках различима лишь светлая полоса вдоль тела, похожая на хорду).

Класс этот во многом загадочен. Не вполне ясно его происхождение и «родственные связи» с остальными хордовыми, непонятен и его образ жизни. Одни ученые, глядя на необычные зубы его представителей — древнейшие истинные зубы, известные палеонтологам, — считают, что конодонт мог лишь фильтровать воду. Другие — что он кусал свои жертвы, то есть был активным хищником, а не пассивным фильтровальщиком.

Исследователи во главе с Александром Журавлевым изучили зубы конодонтов рода Youngquistognathus. Для этого они использовали не только морфологический анализ (формы зубов), но и гистологические и гистохимические исследования, то есть анализировали строение и химический состав тканей зубов конодонтов. При этом использовались такие методы, как электрофорез, спектроскопия комбинационного рассеяния и гистохимические реакции.

Изученные зубы оказались совершенно уникальными по своему составу. Их минеральная часть состояла из фторгидроксилапатита. В то же время в зубах современных позвоночных (и эмали зубов человека) доминирует гидроксилапатит, в норме не содержащий больших количеств фтора.

Фторгидроксилапатит должен был иметь более высокую химическую стабильность в условиях заметной кислотности. 200—500 миллионов лет назад на Земле было заметно теплее, чем сейчас. При высокой температуре в морской воде растворяется больше углекислого газа, и она становится гораздо кислее.

Первые зубы на Земле имели уникальный составРисунок из обсуждаемой статьи