Финские ученые синтезировали новый изотоп металла лютеция

Новое атомное ядро ​​лютеция-149, состоящее из 71 протона и 78 нейтронов, было синтезировано в эксперименте, проведенном в ускорительной лаборатории Университета Йювяскюля (Финляндия), сообщает пресс-служба вуза.

© University of Jyväskylä© University of Jyväskylä

Новый изотоп был обнаружен среди продуктов синтеза частиц пучка никеля-58 и атомов мишени рутения-96. Ученые выявили, что лютеций-149 превращается в иттербий-148 за счет спонтанного испускания протонов, что является редким способом распада ядра. Свойства распада лютеция-149 оказались исключительными: у этого изотопа самая высокая энергия распада и самый короткий период полураспада, из всех известных на сегодняшний день излучателей протонов в основном состоянии.

Кроме того, ученые обнаружили, что новый элемент представляет собой наиболее сжато деформированный излучатель протонов: атомы в ядре лютеция-149 очень плотно прилегают друг к другу, придавая ядру форму тыквы.

Результаты работы помогут разработать теорию эмиссии протонов (протонного излучения), а также сформировать модели атомной массы для самых экзотических изотопов – все это необходимо для понимания происхождения элементов.

Статья опубликована в журнале Physical Review Letters