Популярно о чёрных дырах

Какого размера была бы наша планета, если бы стала черной дырой? Откуда берутся сверхмассивные дыры в центрах галактик? Способны ли микроскопические дыры, получаемые на коллайдерах, «засосать» Землю? Что общего у темной материи и черной дыры? Обо всём этом рассказал заместитель директора по научной работе Главной (Пулковской) Астрономической Обсерватории, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН Юрий Гнедин.

Популярно о чёрных дырах 1Черная дыра в галактике NGC 300 в представлении художника
©ESO/L. Calçada/M.Kornmesser

– Юрий Николаевич, что же такое «черная дыра» и какие характеристики она имеет? Есть ли гипотезы – как устроена изнутри черная дыра?

– Черная дыра – это объект, у которого вторая космическая скорость равна скорости света. И здесь есть некоторые интересные особенности, так как возникает вопрос – а каков размер радиуса такого объекта? Этот вопрос, кстати, в 1795 году поставил перед собой еще математик Лаплас, который был тем, кто еще до Эйнштейна фактически предсказал существование черных дыр.

Так вот, для того, чтобы посчитать этот радиус – надо взять обычную кинетическую энергию частиц, т.е. массу частицы умножить на квадрат скорости, поделить пополам и приравнять к гравитационной энергии. Только важно помнить, что в качестве скорости в данном случае будет выступать скорость света. Именно поэтому и возникает парадокс – ведь данная формула является нерелятивистской, а мы в нее поставили скорость света. Тем не менее, получается удивительная вещь – в такой формуле все поправки компенсируют друг друга и именно она оказывается правильной.

При этом интересно было подсчитать, каким должен быть радиус у Солнца, чтобы вторая космическая скорость равнялась скорости света? Размер радиуса зависит от массы, поэтому у Солнца он будет равен 3 км. А знаете, сколько будет равен радиус Земли, чтобы вторая космическая скорость равнялась скорости света, – 9 мм! Но Солнце не сможет превратиться в черную дыру, потому что внутреннее давление его таково, что оно вовремя остановит сжатие, а образование черной дыры, как мы знаем, происходит в результате сильного сжатия. Сжатие, как известно, происходит только после того, как звезда перейдет в фазу умирания, когда ее горючее закончится, потому что в процессе жизни ее уравновешивают происходящие в ней процессы термоядерного синтеза. Но есть также и дополнительные силы, которые могут остановить сжатие. Например, вырожденные электронные газы – очень концентрированные, сжатые газы электронов. Поэтому возникновение черной дыры сильно зависит от массы звезды, из которой она появится. Наше Солнце, как мы уже сказали, черной дырой не станет – ему не хватит массы – а станет белым карликом. Для того чтобы образовалась черная дыра – масса звезды должна быть больше трех масс Солнца.

Популярно о чёрных дырах 2Юрий Гнедин
©Ольга Фадеева

– Но звезд, имеющих такие гигантские массы, – очень много, их миллионы и миллиарды. Неужели после их умирания появятся и миллиарды черных дыр?

– Ответ на этот вопрос неоднозначен. Дело в том, что при сжатии звезда теряет часть своей массы, поэтому неясно какова должна быть конечная масса, чтобы звезда коллапсировала в черную дыру. Так что если даже звезда имеет четыре массы Солнца – это еще не означает, что она превратится в черную дыру – при сжатии она может лишиться половины этой массы.

Превратившись в черную дыру, звезда будет иметь радиус, при котором вторая космическая скорость будет равна скорости света. Это и есть важнейшая характеристика черной дыры. Здесь важно помнить, что это не обязательно радиус поверхности. Вообще, если твердая поверхность и есть у черной дыры, то она лежит дальше.

Радиус горизонта событий зависит не только от массы, но и от того, вращается черная дыра или нет. А черная дыра может вращаться со скоростью света. И если она вращается именно с этой скоростью, то радиус такой дыры может быть в два раза меньше по сравнению с радиусом не вращающейся. Мы говорили, что если бы Солнце гипотетически могло бы стать черной дырой, то радиус его должен был быть равен 3 км. Так вот, если бы оно вращалось со скоростью света – этот радиус мог бы быть уже всего 1,5 км.

А вот как устроена черная дыра изнутри – не знает никто. Конечно, астрофизики догадываются, что природа черной дыры как-то связана с квантовой гравитацией. Потому что черная дыра – объект настолько плотный, что не подчиняется законам Ньютона, классической физике, в ней действуют совершенно другие законы. Между тем, у нас есть лишь понятие о квантовой гравитации, которое не разработано до сих пор, хотя ученые сейчас занимаются этим очень много.

В связи с понятием квантовой гравитации, кстати, даже возникают представления о дополнительном пространственном измерении. И не одном, а нескольких. Одни теоретики разрабатывают идею о пяти дополнительных измерениях, другие говорят, что мы живем в мире одиннадцати измерений. Этими вопросами занимаются теоретики струн. Но, повторюсь, никаких стройных гипотез об устройстве черных дыр в связи с этим пока нет.

Популярно о чёрных дырах3Черная дыра в созвездии Единорога и ее спутница
B(e)-звезда в представлении художника

©Casares et al./ Nature / NPG

– Общая теория относительности, как известно, не является полной – она не включает в себя квантовую механику. Именно поэтому в научном мире все еще остаются скептики, которые сомневаются в существовании черных дыр. Что вы думаете по этому поводу?

– Некоторые ученые при обнаружении черной дыры все еще говорят о «кандидате» в черные дыры, а не о черной дыре. Но большинство астрономов и астрофизиков, конечно, уверено в их существовании. И вот почему. Наука всегда интересовалось тем, как устроены центры галактик. Изначально думали, что центр любой галактики состоит из скопления звезд. Разумеется, радиус этого скопления всегда можно измерить – достаточно измерить переменность излучения от центра галактики и умножить это время на скорость света. С помощью обычных законов Кеплера можно измерить также и массу центра галактики. Масса центра нашей галактики, например, равна 4 млн масс Солнца. А есть галактики, масса центра которых составляет миллиарды солнечных масс. То есть подсчитать все это совсем несложно, и в 1960-х годах именно это астрономы и сделали. И столкнулись с неразрешимой проблемой – у них получились просто громадные цифры. Та масса, тот размер центра галактики просто не умещался в объем, ему отведенный. 4 млн звезд размером с наше Солнце просто не смогли бы существовать в таком маленьком пространстве. Этого не позволяют законы физики, так как подобная система будет неустойчивой, и все разлетится. Как решить эту проблему – никто не знал. Помощь пришла, когда появилась рентгеновская астрономия. При изучении рентгеновских сигналов, поступающих из центров галактик, вдруг выяснилось, что рентгеновское излучение этих центральных областей меняется за очень небольшой промежуток времени – например, за сто секунд. Это окончательно доказало, что миллионы и миллиарды звезд не могут существовать в таком маленьком объеме. Именно поэтому ученые убеждены, что в центре любой галактики находится черная дыра.

Популярно о чёрных дырах 4Черная дыра в галактике M 83