Степной орел разоряет сибирских ученых дорогими смс

Проект сибирских орнитологов по отслеживанию степных орлов находится под угрозой из-за того, что одна из птиц улетела в Иран, откуда ученым начали приходить сотни дорогостоящих смс-сообщений с ее координатами. Об этом в четверг сообщила в группе Центра реабилитации диких животных Новосибирска в соцсети “Вконтакте” его научный руководитель Елена Шнайдер.

Это фото орлицы Мин с прошлогодней зимовкиЭто фото орлицы Мин с прошлогодней зимовки.
Тогда она улетела зимовать в Индию, штат Гуджарат.

© NIRAV BHATT

В проекте участвуют 13 орлов. К каждому из них прикреплены датчики слежения. Всего в сутки делается двенадцать замеров, данные о перемещении архивируются и затем с помощью смс-сообщений, как только птица оказывается в зоне действия сети, отправляются в штаб исследователей. Орнитологи рассчитывали, что после отдыха в Казахстане птицы вернутся в Россию и только затем отправятся в Иран, Саудовскую Аравию и Египет, но одна из них нарушила планы ученых.

Сильнее всех отличилась Мин, орлица из Хакасии. Если некоторые орлы успели прислать какую-то часть дешевых смс из Казахстана, то Мин умудрилась облететь вообще все казахские мобильные вышки и сразу вылетела в Иран, где одно смс-сообщение стоит 49 рублей, после чего ее передатчик начал отправлять сообщения за все время полета сразу.

“Как только она вышла на связь, то началось. По семь тысяч рублей в день списывалось на ее смс. И на это уже никак не повлиять, это все уже в памяти прибора”, – рассказывает Шнайдер.

Это привело к тому, что годовой бюджет, выделенный орлам на смс, закончился за 9,5 месяцев. Орлы присылают орнитологам сообщения со своими координатами каждый час в светлое время суток.

“Переводить орла на более редкие сигналы ради экономии – рушит в корне всю нашу работу. Потому что тогда если с орлом что-то случится, мы узнаем об этом слишком поздно. И сейчас у нас угроза, что орлы уйдут в блок и мы потеряем от них всю информацию, а им надо еще два с половиной месяца долетать”, – объяснила Шнайдер.

Чтобы вернуть случайно потраченные орлицей средства, орнитологи экстренно объявили акцию “Закинь орлу на мобилку”. По состоянию на 25 октября, им удалось собрать около 100 тысяч рублей. Средства будут распределены между всеми птицами. Взамен все желающие, как и ученые, смогут отслеживать перемещения степных орлов.

Прочитать об акции подробнее можно тут.