Сожалеете, что уже никогда ничему серьезному не научитесь, потому что вам больше 20? Читали где-нибудь, что после 10-12 лет способность к запоминанию уже начинает ухудшаться? Это неправда. Вернее, не совсем правда. В научных статьях по когнитивной психологии нередко можно встретить фразу «типичный взрослый» (typical adult). Как правило, под типичным взрослым понимают человека 18-35 лет. Диапазон достаточно широкий. Предполагается, что на протяжении всех этих лет умственные способности человека незначительно ухудшаются.
Когда здесь говорят об умственных способностях, имеют в виду так называемый подвижный интеллект — способность получать новые знания и использовать их в непривычных ситуациях, находить логические связи между объектами и событиями. Существует еще интеллект кристаллизовавшийся — это знание фактов и способность их вспоминать. Он возрастает (накапливается) в течение всей жизни и начинает ухудшаться только с наступлением старости.
Нетрудно догадаться, что кристаллизовавшийся интеллект конкретного человека в разных областях окажется на разной высоте. Например, школьник гуманитарной гимназии почти наверняка знает о физике меньше, чем ученик лицея с физмат-уклоном. Вполне вероятно, что разница между ними сохранится на всю жизнь — конечно, если кто-то из них не изменит кардинально свои интересы. Однако почему-то аналогичные мысли о подвижном интеллекте высказываются гораздо реже. А ведь ничего удивительного в том, что этот подтип ума тоже включает в себя различные категории, и человек может проявлять себя лучше в некоторых из них и хуже — в других. Кто-то хорошо запоминает лица, но при этом не очень быстро собирает паззлы. Как раз такие, на первый взгляд, мелкие, различия в когнитивных способностях вполне могут значимо изменяться с 18 до 35 лет и далее. Однако за счет того, что изменения различных параметров происходят не одновременно, подвижный интеллект как будто остается на одном и том же уровне.
Как показало исследование нейробиологов из Главного госпиталя штата Массачусетс и их коллег из Массачусетского технологического института, различные умственные способности, которые можно отнести к подвижному интеллекту, достигают своего пика не одновременно. Выясняя это, ученые взяли за основу уже опубликованные данные исследований интеллекта прошлых лет. В них умственные способности добровольцев оценивали с помощью двух тестов — Wechsler Adult Intelligence Scale (WAIS) и Wechsler Memory Scale (WMS). Первый анализирует IQ, второй — память. Каждый из тестов включает в себя несколько пунктов. Среди них есть такие: дать определения словам; объяснить общеизвестные природные явления; постучать по фигуркам в порядке, противоположном тому, в котором по ним постучал инструктор; собрать паззл; как можно быстрее найти предмет среди похожих — WAIS; пересказать две истории от экзаменатора; вспомнить в произвольном порядке 12 слов из определенного списка; припомнить, кто на фотографии чем занимался — WMS. Этот список не полон, в него входит 30 заданий, каждое из которых проверяет отдельный когнитивный навык.
Чтобы увеличить выборку (количество очно или заочно поучаствовавших в исследовании), ученые также обработали данные, собранные на сайтах gameswithwords.org и testmybrain.org. Их посетители должны были анонимно (но с указанием возраста и пола) пройти несколько тестов, проверяющих ряд умственных способностей. В него вошли не все навыки из списков WAIS и WMS, а лишь четыре, которые достоверно изменялись с возрастом по-разному. Также интернет-испытуемых проверяли на способность распознавать по лицам настроение собеседников — навык из области эмоционального интеллекта, который WAIS не рассматривает.
В целом в исследовании использовали данные более 48000 участников в возрасте от 10 до 71 года. Такого количества испытуемых, возможно, еще не было ни в одной работе по когнитивной психологии. И это число не избыточно: чем больше участников, тем точнее можно проследить изменение каждой способности с возрастом.
Помимо этого, имея современные данные и информацию 20-летней давности, можно опровергнуть одно маловероятное, но очень неудобное для теоретиков предположение. В принципе, может так быть, что главную роль в изменении умственных способностей с годами играет не возраст, а обстановка, в которой люди росли. Например, все, кто родился в 1940-х годах, по каким-то причинам имеют выдающийся словарный запас, а их внуки, дети 1990-х, отличаются высокой скоростью запоминания. Благодаря наличию результатов WAIS и WMS, полученных в 1997-м, можно сравнить результаты тогдашних и сегодняшних 70- и 20-летних и убедиться в том, что возраст важнее года рождения.
Возрастная динамика многих навыков оказалась неожиданной. Например, кратковременная память улучшается в среднем до 25 лет, еще десять лет остается примерно на одном уровне и только после 35 начинает ухудшаться. Точность решения арифметических примеров максимальна в 30-40 лет. Способность осознавать эмоциональное состояние собеседника становится все лучше с возрастом и достигает своего пика в 40-50. Словарный запас становится предельно большим еще позже — в 60-70 лет. (Оба этих навыка, впрочем, относятся к кристаллизовавшемуся интеллекту, а не к подвижному.) А вот скорость восприятия информации, увы, начинает ухудшаться уже после 20, ее пик приходится на 18-19 лет.
Почему умственные способности с возрастом изменяются так, а не иначе, не ясно. Вполне возможно, что причиной этому служит неодинаковая экспрессия генов в клетках мозга в течение жизни. Чтобы выяснить это, потребуются дополнительные эксперименты. Авторы обсуждаемой работы, скорее всего, будут проводить новые исследования с помощью тех же сайтов — gameswithwords.org и testmybrain.org. В интернет-тестировании чаще и охотнее участвуют пожилые люди и дети. А вот время и желание приходить в лабораторию есть в основном у тех самых «типичных взрослых» возрастом от 18 до 35.
Источник: С. Ястребова polit.ru