В вакцинах найдены «раковые гены человека»: чушь или правда?

Отдельные «раковые» гены человека определенно могут попасть в вакцины — более того, они делают это десятилетиями. Вот только никакого риска для вакцинируемых в этом нет. Сайты антипрививочной направленности утверждают: «Медицинская мафия во главе с психически больными руководителями ради наживы стала добавлять в вакцины клетки абортированных человеческих эмбрионов. Однако эти клетки, в свою очередь, модифицированы раковыми генами человека…» (цитата взята с реального ресурса, любой читатель сам может ее нагуглить).

Анонимные антивакционаторы утверждают, что нашли гены рака в популярной вакцинеАнонимные антивакционаторы утверждают, что нашли гены рака в популярной вакцине,
однако “открытие” на самом деле не несет ничего нового или опасного

©NIAID/Flickr

Оставим в стороне слова «мафия» и «психически больные». Правда ли, что в вакцины добавляют клетки абортированных эмбрионов человека? И в самом ли деле их модифицируют «раковыми генами»? Попробуем разобраться.

Зачем вакцинам клетки погибших эмбрионов

Вакцина — это препарат, способствующий выработке у вакцинированного человека устойчивости к возбудителю той или иной болезни. Чтобы «натаскивать» наши иммунные клетки на «противника», нужно показать иммунитету, как его противник выглядит. Но чтобы человек от такого «показа» не заболел, при изготовлении вакцины возбудителя надо либо ослабить, либо убить, либо изъять из его состава только некоторые соединения (белки, токсины), которые встречаются исключительно у возбудителя.

Но чтобы получить такой ослабленный/убитый/«расчлененный на белки» возбудитель, его сперва надо где-то вырастить. И это большая проблема. Дело в том, что нельзя дать вирусу гриппа искусственную лабораторную питательную среду и ждать, что он отлично размножится. Он не будет ею питаться.

Для ряда возбудителей — особенно тех, что человек недавно получил от других видов — проблемы нет. На тканях курицы и ее яиц можно выращивать большие объемы вируса гриппа (а для массового изготовления вакцин нужны именно большие объемы), кори и много чего еще.

Однако ряд вирусов сожительствует с нашим видом слишком давно и не хочет размножаться на образцах ткани других видов. Краснуха, гепатит А и ветрянка — и не только они, к сожалению — хотят жить с человеком и вне его клеток не размножаются. Их выращивают на клетках человеческого происхождения при пониженной температуре, чтобы вирус приспособился жить именно при ней. Когда такой вирус попадает в человека, он не может в нем быстро размножиться: слишком жарко. Зато наш иммунитет получает шанс потренироваться на таком «хромом» вирусе, чтобы затем уничтожить уже и его полноценного собрата, подхваченного вне вакцинации.

Казалось бы, что проще, чем взять клетку кожи обычного здорового человека из лаборантов и размножать вирусы на ней. Увы, это утопия. В наши обычные, здоровые клетки встроен механизм самоликвидации: через определенное количество делений они стареют и гибнут. А это нежелательно: по мере деления и гибели старых клеток генетический состав клеточной линии меняется.

Если мы хотим, чтобы параметры вакцины были стабильными — а любое отклонение от них может дать вакцине больше активности возбудителя, что опасно для вакцинируемого, — мы должны выращивать возбудителя в стабильных, неизменных и контролируемых условиях. То есть в таких, которые обычные, здоровые клетки человека из-за встроенного в них механизма самоликвидации просто не могут обеспечить.

Значит, для создания питательной среды для ослабляемых возбудителей (главного компонента вакцины) нужны человеческие клетки (диплоидные, в других вирусы редко хотят жить), где механизм самоликвидации или вынут вовсе, или «счетчик» числа делений клетки сработал ограниченное количество раз. Первые — это раковые клетки. Вторые — клетки человеческого эмбриона, например.

Источников и тех, и других хоть отбавляй, случаев рака и абортов десятки миллионов ежегодно. Но нам нужны клетки с максимально стабильными параметрами, поэтому лучше взять клетки эмбрионов однажды и использовать их долго.

Практически все вакцины в мире делаются на основе клеток, взятых у двух эмбрионов, погибших в результате двух абортов в 1960-х. Один из них был здоровый мужской эмбрион из Швеции. Второй происходит из Британии (клеточная линия MRC-5): тот аборт сделали по «психиатрическим показаниям», и что там с матерью — не ясно. Британия середины прошлого века была страной, где гомосексуалистов химически кастрировали, чем доводили до самоубийства, а «психически неполноценных» могли принудительно подвергнуть аборту.

ВВ чем итальянские исследователи обвиняют вакцину Priorix Tetra

Итальянская группа, называющая себя Corvelva, полностью прочитала геном, содержащийся в вакцине Priorix Tetra. Вирусы краснухи и ветрянки в ней выращиваются на клеточной культуре MRC-5, упомянутой выше. Итальянская группа назвала свою публикацию по результатам этого анализа — «Вакцинагейт». Название громкое. Что за ним стоит?

Согласно Corvelva, в проанализированной вакцине был найден полный геном человеческого эмбриона. Клетки старые, их линия начала делиться давно — полвека назад. В вакцине содержатся все хромосомы эмбриона, а не только отдельные его гены. ДНК этих клеток «явно ненормальная», правда, не указывается, в сравнении с чем.

У клеточной линии, найденной в вакцине, 560 человеческих генов, связанных с возникновением рака, несут отличия от стандартных генов такого рода у «обычного человека» (какого именно — тоже не указано). Общий вывод: потенциально гены, содержащиеся в этой вакцине, могут вести к образованию опухолей.

Звучит страшновато — особенно если не знать тему. Хочется разобраться: правда это или нет? Если мы хотим понять серьезность претензий ученого, надо узнать, кто он, какова его научная репутация, можно ли ему доверять. Как он проводил свое исследование, какая у него методика. Что за ученые работают на Corvelva и как они пришли к своим выводам?

Увы, имена ученых, работающих на Corvelva, в публикации этой группы… не указаны. Мы не знаем, кто они. Это анонимы, люди, постеснявшиеся поставить подпись под своими же утверждениями. Видимо, поэтому и публикация вышла не в научном журнале, который не принимает анонимки, а на сайте самой Corvelva. В то же время мы не знаем, в какой лаборатории и по какой методике они нашли полный геном эмбриона в вакцине Priorix Tetra.

Да-да. Анонимы из Corvelva не указали в работе название лаборатории, лишь отметив, что отправили образец на анализ в одну из лабораторий в США. Заметим: они итальянцы. То есть люди делают выводы по генетическому анализу, который делали не они сами. Не очень похоже на нормальную для научного исследования последовательность действий.

Хорошо, а теперь забудем все это. Допустим, такие претензии исходили бы не от анонимов из интернета (исследователей Corvelva трудно назвать иначе: имена-то свои они назвать стыдятся), а от серьезных ученых. Методика была бы указана, название лаборатории было бы ясным — и это была бы лаборатория с хорошей репутацией. Допустим — без особых оснований, но допустим, — что все данные по анализу вакцины в работе верные.

Что тогда? Верен ли в этом случае вывод, что вакцины, чьи вирусы выращены на MRC-5, могут вести к возникновению рака у человека, привитого такой вакциной?

Почему «раковые гены» в вакцинах безопасны

Начнем с основ: «раковые гены» — то есть такие, чья активность может привести к превращению клетки в раковую — есть у абсолютно каждого человека с самого рождения. И даже раковые клетки есть в любом из нас в любой день христианского календаря — а равно и любого другого. Это не какая-то ошибка природы. Напротив, это ее крайне эффективное решение, используемое практически для всех многоклеточных видов.

Хотя раковые клетки возникают у любого человека буквально каждый день, как правило, если с его иммунитетом все в порядке, он убивает клетки, способные создать опухоль, и живет нормально. Однако с возрастом — или от негативных внешних факторов типа курения и так далее — иммунитет может работать хуже, тогда раковые клетки успевают «закрепиться», начинают делиться и дают опухоль.

Поскольку MRC-5 — эмбрион человека, в его полном геноме просто физически не могло не быть «раковых генов». Как и в геноме каждого, читающего эти строки. Более того: у всех нас эти гены могут отличаться друг от друга. Клеточная линия MRC-5 полвека существует в холодильниках да лабораториях. За это время в ней могли накопиться дополнительные мутации, как они накапливаются в организме любого из нас при старении.

Наконец, главный вопрос. Если бы легкие различия в генах MRC-5 могли бы вызвать появление опухолей у вакцинированных, как утверждают анонимы из Corvelva, то почему среди клеток линии MRC-5 не найдены раковые? Почему же анализ Corvelva показал наличие в вакцине Priorix Tetra только обычных «возрастных» клеток человеческой линии MRC-5? Где раковые? Их нет.

Если у клеточной линии есть вероятность рака, она способна проявиться на генах этой клеточной линии: какие-то из них станут раковыми. Но такие проблемы не могут проявиться у того, кто эту клеточную линию получит с инъекцией.

Что будет, если мы возьмем обычные клетки одного человека и перенесем их в ткани другого каким угодно образом? Могут ли они начать размножаться внутри него? Нет.

Напомним: в ходе половых актов люди оставляют на партнерах огромное количество клеток эпителия, в том числе на слизистых. Но никто не видел, чтобы эти клетки приживались на половом партнере. Напротив, они там гибнут. Даже если вы просто пересадите ткань (или орган) одного человека другому, иммунная реакция эту ткань убьет. Чтобы этого не происходило, стараются выращивать утраченную ткань из клеток самого пациента.

Генетический материал из клетки MRC-5 тоже не может попасть в клеточное ядро человека, получающего инъекцию вакцины. Причины аналогичные: клеточное ядро человека крепко защищено, и туда просто так не попасть. Если было бы иначе, мы бы постоянно получали генетические модификации от множества клеток микробов, живущих в симбиозе с человеком.

Напомним: в нас всего триллион своих клеток и примерно три триллиона клеток симбиотических бактерий и архей. Где следы массового «вливания» их генов в ДНК в ядрах наших клеток? Таких следов нет.

Зачем коту Базилио темные очки

Corvelva работает как классический мошенник, притворяющийся ученым. Она использует «умные слова» типа «раковые гены», чтобы запугать тех из нас, кто думает, будто раковые гены — они только у раковых клеток. Кто не знает, что раковые клетки человека, — это просто человеческие клетки, у которых те же гены, что у нас самих, но какие-то из них сработали не так, как обычно.

Жертвы организации итальянских интернет-анонимов в самом деле могут быть напуганы. Они никогда не задумывались, как и откуда берутся вакцины. Поэтому не знают, что часть из них получают, размножая вирус на базе клеточных линий двух эмбрионов, погибших в результате абортов полвека назад. Для них страшна сама фраза «вакцина содержит гены эмбрионов человека».

Однако, если не впадать в панику из-за анонимных «исследований», проведенных неизвестно кем в неизвестно какой лаборатории, а спокойной прояснить для себя вопрос, ситуация представляется далеко не такой страшной.

Да, печально, что в Италии анонимные граждане думают, что «пока живут на свете дураки, обманом жить нам стало быть с руки». Печально, что они полагают человеческий вид настолько тупым, что даже не считают нужным подписать свои мысли собственными фамилиями.

Но разве это первый раз? Разве перед нами уже не проходили толпы мошенников всех мастей, предлагающих, допустим, пить мочу для излечения от всех болезней и снятия венца безбрачия? Или быстрейшую диктатуру пролетариата (вариант — приватизацию) как ключ к быстрому экономическому росту?

Безусловно, их обещания никогда не сбываются. Никто из людей не стал здоровее от того, что пил мочу, нигде диктатура пролетариата не ускорила экономический рост, нигде приватизация не привела к росту конкурентоспособности и рыночной доли приватизированных отраслей. Точно так же нигде отказ от вакцинации не приведет к сокращению смертности от рака: эти вещи просто никак не связаны между собой.

Но это нормально. Анонимные и неанонимные мошенники рассказывают свои истории не для того, чтобы вам стало лучше. Они делают это, чтобы лучше стало им. Слышите слова «вакцины содержат раковые гены»? Ощупайте карманы и старайтесь не поворачивайтесь к говорящим спиной.

Источник: Александр Березин naked-science.ru