Историки и физики разглядели прижизненный портрет Ивана Грозного

Сотрудники Исторического музея и Института космических исследований РАН при помощи мультиспектральной съемки, которая используется для изучения космоса, «проявили» единственный прижизненный портрет Ивана IV.

Портрет Ивана Грозного на переплете подносного экземпляра «Апостола»Портрет Ивана Грозного на переплете подносного экземпляра «Апостола»
Ивана Фёдорова, фотосъемка в узкополосном диапазоне спектра (длина волны 730 нм).
©А.В. Андреев, М.Н. Жижин, Е.В. Уханова, 2017

Единственный подлинный прижизненный портрет Ивана Грозного был вытиснен на переплете первопечатного «Апостола» 1564 года, — первой датированной напечатанной в России книги, — в технике гравюры на меди и оттиснут на ее верхней крышке. Однако изображение русского царя считается угасшим: вытисненное на кожаном переплете, оно со временем разгладилось: в XIX веке его было едва видно, а сейчас и вовсе невозможно различить невооруженным глазом.

Для восстановления изображения исследователи использовали метод мультиспектральной съемки: они получили множество цифровых изображений в различных диапазонах длин волн, от ультрафиолетового до инфракрасного, и под разными углами освещения. Затем снимки обработали с помощью специальных алгоритмов, разработанных сотрудниками ИКИ РАН и их коллегами.

«Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф», — рассказывает главный специалист Института космических исследований РАН Александр Андреев.

После обработки снимков на изображениях «проступили» очертания лица Ивана Грозного. Считается, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV. Он был выполнен на специальном подносном экземпляре «Апостола» — в знак благодарности за поддержку печатного дела от создателя книги, одного из первых книгопечатников России Ивана Федорова.

«Кто автор этого портрета, еще предстоит установить. Возможно, им мог быть единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI века западную технику гравюры на меди — Феодосий Изограф, сын знаменитого живописца Дионисия», — говорит старший научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Уханова, слова которой приводятся в сообщении пресс-центра ИКИ РАН.

Источник: chrdk.ru

Метки , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *