В экспериментах, поставленных учеными из Университета штата Огайо, летучие мыши — бахромчатогубые листоносы — показали неожиданно высокие результаты в тесте на долговременную память. Они помнили условный сигнал спустя несколько лет после обучения.
Бахромчатогубый листонос (Trachops cirrhosus)
© Thomas Cuypers/Flickr
Бахромчатогубый листонос (Trachops cirrhosus) распространен от юга Мексики до Боливии и Бразилии. Он обычно селится возле ручьев и прудов. Эта летучая мышь способна питаться различными видами пищи — от листьев и плодов до насекомых, ящериц, лягушек и даже других летучих мышей. Один из частых видов добычи — древесные лягушки, на которых листонос охотится, летя на брачные призывы лягушек-самцов.
Исследователи поймали 49 бахромчатогубых листоносов в национальном парке Соберания в Панаме и приучили летать за кормом к динамику, из которого доносилось брачное пение одного из видов древесных лягушек (Engystomops pustulosus). Затем этот звук стали смешивать с другой мелодией (рингтоном мобильного телефона), не имеющей отношения к лягушкам, а пищевое вознаграждение оставалось прежним. В конце концов запись лягушачьего пения перестали включать, и листоносы прилетали уже на звуки новой мелодии. Затем, когда им предлагали четыре разных рингтона, листоносы научились правильно выделять среди них тот, которые связан с едой. После эксперимента все летучие мыши были чипированы и возвращены в дикую природу.
Через промежуток от года до четырех лет восемь из этих листоносов были пойманы снова. Им опять проиграли тот самый рингтон. Все летучие мыши полетели на источник звука, а шесть долетели до динамика и попытались схватить его, как обычно хватают добычу. Семнадцать летучих мышей контрольной группы, не проходивших обучения, в основном дергали ушами в ответ на звуки рингтона, но не летели на них.
Исследователей удивило, что листоносы помнили сигнал так долго. Приступая к работе, они полагали, что они запомнят рингтон, которого больше не слышат в природе, не более чем на год. «Это исследование многому нас научило, потому что исследований долговременной памяти у диких животных относительно мало, и у нас пока нет систематического понимания долговременной памяти в природе», — говорит руководитель исследования Мэй Диксон.
Статья опубликована в журнале Current Biology
Источник: polit.ru