Французы расшифровали геном рапса

Группе французских ученых впервые в мировой практике удалось полностью расшифровать геном рапса. О результатах масштабной научной работы сообщил Национальный институт агрономических исследований (Inra), под эгидой которого осуществлялся проект. Как отмечают специалисты, открытие поможет увеличить урожайность культуры, а также повысить ее устойчивость к болезням.

Рапсовое полеРапсовое поле
© ИТАР-ТАСС/ Оксана Мамлина

“Рапс – это растение, которое сравнительно недавно начало возделываться в крупных масштабах, поэтому у него остается большой потенциал для генетического усовершенствования”, – отмечается в сообщении Inra. На сегодняшний день рапс является одной из самых востребованных сельскохозяйственных культур в мире и, в частности, – в Евросоюзе. Имея огромное пищевое значение, он зарекомендовал себя в ХХ веке и как важное сырье для производства биотоплива.

Как подчеркивают в институте, полная расшифровка генома этого растения “создает уникальный в мире ресурс”. В первую очередь, открытие позволит специалистам выявить специфические гены, за счет модификации которых удалось бы вывести новые сорта, отличающиеся “содержанием и составом масла, сопротивляемостью патогенам, устойчивостью к холодам, урожайностью”. Генномодифицированный рапс, добавляют ученые, может также создать условия для “более эффективного использования нитратов”.

Рапс является естественным амфидиплоидом – это растение возникло в результате скрещивания в природных условиях сурепицы и огородной капусты. В этой связи, отмечают в Inra, одной из главных трудностей, с которой столкнулись ученые, было распознание и различение двух субгеномов, унаследованных от растений-прародителей. “Это стало возможным благодаря оригинальной стратегии расшифровки и за счет создания биоинформационных аналитических средств, – уточнили в институте. – Впервые геном полиплоида был расшифрован полностью и сопоставлен с геномами двух породивших его видов”.

В культуре рапс (Brassica napus) известен несколько тысяч лет. В Европе это растение получило распространение начиная с XIII века, а особенно активно его принялись возделывать в конце XVII столетия. Рапсовое масло использовалось не только в пищу, но и для освещения жилищ, а также как смазочный материал для паровых машин.

По данным ФАО за 2013 год, общая площадь посевов рапса в мире составляет 36,3 млн га, а мировыми лидерами по его производству являются Канада, Китай и Индия.