Американский биотехнологический стартап AOBiome активно пропагандирует идею отказа от кремов, мыла, шампуней, гелей для душа и дезодорантов, да и вообще от мытья в пользу бактерий Nitrosomonas eutropha. Эти питающиеся аммиаком и любящие канализацию микроорганизмы, уверяют в компании, будучи заселенными на поверхность человеческой кожи, способны ее бережно и эффективно очистить, увлажнить и вылечить, а кроме того избавить своего хозяина от запаха пота. И в AOBiome готовы доказать это на собственном примере – отец-основатель компании не мылся уже 12 лет и прекрасно себя чувствует.
Бактерии — чистильщики
Nitrosomonas eutropha принадлежит к окисляющим аммиак бактериям (ammonia-oxidizing bacteria, AOB), на которых покоится круговорот азота в природе. Их обычным местом обитания являются почва и вода, но наибольшие их скопления наблюдаются в богатых органикой местах, например в канализационных стоках. В AOBiome предполагают, что в те далекие времена, когда человечество еще не помешалось на гигиене, AOB процветали на поверхности человеческой кожи, питаясь аммиаком, входящим в состав пота. Продукты окисления аммиака, нитрит и окись азота, и обеспечивали нашим предкам естественное очищение, дезодорирование и увлажнение кожного покрова. Кроме того, что самое важное, эти вещества защищали кожу от воспаления, заживляли раны и поддерживали ее иммунный статус.
Бактерия рода Nitrosomonas под электронным микроскопом
Изображение с сайта commtechlab.msu.edu. Автор — Yuichi Suwa
Эту гипотезу руководство стартапа ежедневно проверяет на себе – например, один из директоров компании, Спирос Джамас (Spiros Jamas) уже в течение нескольких лет пользуется мылом лишь дважды в неделю. В остальные дни он наносит на кожу водный спрей, насыщенный миллиардами культивированных живых бактерий Nitrosomonas eutropha. Этот продукт AOBiome, получивший название «Освежающий косметический аэрозоль AO+», регулярно использует и глава правления компании Джейми Хейвуд (Jamie Heywood), который моется под душем раз или два в месяц, а шампунем пользуется всего три раза в год. Однако наибольшим экстремалом в это области является отец-основатель AOBiome, выпускник Массачусетского технологического института, инженер-химик Дэвид Уитлок (David Whitlock), который не принимал душ уже 12 лет, с тех пор, как понял, что бактерии смогут лучше него самого позаботиться о его гигиене.
И, как пишет журналистка отдела науки The New York Times Джулия Скотт (Julia Scott), в буквальном смысле на своей шкуре испытавшая последствия отказа от регулярных омовений, не зная об этом обстоятельстве личной жизни этих бизнесменов, догадаться о нем невозможно. Пожимая им руки, находясь с ними в одном помещении и беседуя с глазу на глаз, Скотт не почувствовала никаких неприятных запахов и не заметила признаков «немытости» в их внешнем виде.
Грязная голова и мягкая кожа
Скотт лично приняла участие в испытаниях AO+ и написала о своих впечатлениях и ощущениях в статье «Мой без мыла, без шампуня, но богатый бактериями гигиенический эксперимент», опубликованной в NY Times в мае 2014 года. От журналистки требовалось на месяц полностью отказаться от обычных средств гигиены и дважды в день орошать тело, лицо и голову бактериальным спреем. Каждую неделю с кожи Скотт брали соскобы для определения изменений, происходящих в микробном сообществе.
Как пишет Скотт, поначалу все шло неплохо и помимо все более грязных волос и шуток коллег, никаких особых неудобств она не испытывала. Однако где-то на второй неделе жизни с бактериями она пожалела о своем согласии на участие в эксперименте. «Люди непосвященные начали спрашивать меня, что я сделала со своими волосами, и не мудрено – они превратились в шлем из-за жировых выделений, которые продолжала производить кожа моей головы. Я спала с полотенцем на подушке, чтобы не пачкать наволочку, и обнаружила, что избегаю бывать лишний раз на людях. Боясь, что кто-нибудь почувствует запах, исходящий от моего тела, я постоянно держала руки крепко прижатыми к бокам. Друзья расходились в определении аромата моих подмышек – один, например, решил, что пахнет луком, а другой даже сравнил этот запах с запаленным косяком».
Тем временем, по мере внедрения Nitrosomonas eutropha в состав накожной микрофлоры, Скотт обратила вниманиена то, что состояние ее кожи значительно улучшилось. Она стала мягче и увлажненней, а самое главное, начали проходить последствия подростковой гормональной перестройки, с которыми не могли справиться никакие другие методы ухода за кожей – расширенные поры и угревая сыпь на лице. При этом со временем негативные эффекты, первоначально досаждавшие Скотт — сомнительный запах из подмышек и грязные волосы – начали постепенно уходить. К концу эксперимента Скотт поняла, что не хочет возвращаться к привычным шампуням и кремам. В конце концов, она купила самое простое мыло и шампунь без запаха в надежде, что они не смоют сформировавшееся на ее коже благотворное бактериальное сообщество, но зря – анализ показал, что после трех горячих душей от Nitrosomonas eutropha не осталось и следа. Как пояснили в AOBiome, главным виновником произошедшего является входящий в состав шампуней лаурилсульфат натрия, но вообще все жидкие средства гигиены эффективно очищают кожу от AOB.
Эффект, о котором писала Скотт, подтвердили и результаты испытаний AO+, представленные на проходящей в эти дни в Вашингтоне 5-й Конференции Американского общества микробиологии. В слепом, плацебо-контролируемом исследования участвовали 24 волонтера, часть из которых получила бактериальный спрей, а часть, не зная об этом – плацебо. Участникам было предложено на две недели отказаться от шампуня и мыла, а вместо этого наносить на кожу лица и головы выданную им жидкость. В результате у членов группы, «мывшихся» с помощью бактерий, было зафиксировано качественное улучшение состояния кожи по сравнению с группой плацебо. Причем, чем в большей концентрации присутствовали Nitrosomonas eutropha на коже участников, тем лучше было ее состояние.
Тайная жизнь бактерий
Между тем, главной целью AOBiome является отнюдь не борьба с производителями товаров личной гигиены. В компании надеются, запустив на рынок бактериальный спрей, который в качестве косметического средства не требует долгой, сложной и дорогостоящей процедуры одобрения Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA), собрать деньги, необходимые для клинических исследований медицинского применения Nitrosomonas eutropha, в первую очередь в отношении акне (угревой сыпи) и трофических язв при диабете. Так, первоначальные результаты лабораторных исследований показали, что концентрированная форма спрея в сотни раз сокращает популяцию живущей в сальных железах кожи бактерии Propionibacterium acnes, виновной во вспышках угревой сыпи. А двухнедельное лечение с помощью AOB больных диабетом мышей вызвало ускоренное заживление появившихся у них трофических язв.
Словом, в ситуации, когда наука сосредоточилась на поисках новых антибиотиков, AOBiome сделала ставку на прямо противоположный, «пробиотический» подход к терапии, основанный на манипулировании скрытой от глаз вселенной микроорганизмов, населяющих человеческий организм. В последний год появилось много научных подтверждений определяющего влияния сообществ этих существ на различные процессы. В частности, найдены свидетельства того, что, искусственно меняя состав кишечной микрофлоры, можно лечить пищевую аллергию, ожирение, аутизм, болезнь Крона, а также рассеянный склероз, диабет 1 типа и другие заболевания аутоиммунной природы.
Источник: medportal.ru