Ученые заподозрили, что пауки тоже спят и даже видят сны

Исследователи говорят, что пауки-скакунчики (Salticidae) демонстрируют быстрые движения глаз и подергивания конечностей, похожие на те, что наблюдаются во сне у собак и кошек. В фазе сна с быстрыми движениями глаз люди видят сновидения, и хотя исследователи напрямую не утверждают, что сновидения бывают у пауков-скакунчиков, они считают, что подобная фаза сна имеется и у этих пауков.

Evarcha arcuata © Lukas Jonaitis/FlickrEvarcha arcuata
© Lukas Jonaitis/Flickr

В экспериментах участвовали пауки из широко распространенного в Европе вида Evarcha arcuata. Команда биологов из университетов Германии, Италии и Гарвардского университета в США наблюдала за пауками во время их ночного отдыха с помощью инфракрасных камер и обнаружила «периодические приступы движений сетчатки в сочетании с подергиванием конечностей и стереотипным сгибанием ног». По словам исследователей, это заставило их «задаваться более глубоким вопросом о том, могут ли пауки-скакунчики видеть визуальные сны». Ведущий автор исследования Даниэла Рёсслер (Daniela Rößler) из Университета Констанца предположила, что сны пауков могут представлять собой не визуальные образы, а вибрации.

Рёсслер говорит, что изучение быстрого сна по-прежнему в основном сосредоточено на наземных позвоночных, особенно на млекопитающих и птицах, а исследования сна насекомых и паукообразных встречаются редко. «Подвижные глаза развились только у ограниченного числа групп животных, и эта адаптация отсутствует у насекомых и большинства наземных членистоногих, — отмечается в исследовании. — Однако пауки-скакунчики обладают подвижными трубками сетчатки, позволяющими им перенаправлять взгляд».

Исследователи подчеркивают, что прежде чем они смогут решить, видят ли пауки сны, они сначала должны доказать, что пауки действительно спят, над чем они намерены работать в будущем. Но ученые говорят, что доказательства, которые они видели до сих пор, заставляют предполагать, что это возможно: «Учитывая регулярность подергиваний и сгибаний ног и их совместное появление с движениями сетчатки, оба типа движений кажутся разными проявлениями одной и той же активной фазы, похожей на сон».

Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences