Австралопитек седиба ходил, как человек, и лазал по деревьям, как обезьяна

Международная группа ученых обнаружила позвонки поясничного отдела австралопитека седиба – вымершего вида, родственного Homo Sapiens. Окаменелости доказывают, что первые гоминины использовали свои верхние конечности, чтобы лазать как обезьяны, а нижние конечности – чтобы ходить, как люди, сообщает пресс-служба Витватерсрандского университета (ЮАР).

Australopithecus sediba © Wits University & NYUAustralopithecus sediba
© Wits University & NYU

Создав виртуальную модель позвонков, ученые воссоединили их с окаменелостями, найденными ранее, и обнаружили, что позвонки идеально соединяются с частями позвоночника ископаемого скелета Australopithecus sediba, впервые описанными в 2010 году. Вместе они образуют один из наиболее полных образцов поясничного отдела позвоночника, когда-либо обнаруженных в ранних летописях гоминидов, и дают представление о том, как этот древний родственник человека ходил и карабкался.

Останки принадлежат особи женского пола, которую исследователи назвали «Исса», что на языке суахили означает «защитник». Открытие также установило, что у седибы, как и у людей, всего пять поясничных позвонков.

Предыдущие исследования неполной нижней части позвоночника предполагали, что у седиба был относительно прямой позвоночник без искривления или лордоза – внутреннего изгиба поясничного отдела позвоночника, который обычно говорит о сильной адаптации к двуногому движению. Согласно другой гипотезе, позвоночник Иссы больше похож на позвоночник вымершего вида неандертальцев и других более примитивных видов древних гомининов старше двух миллионов лет.

Новая же работа показала, что лордоз седиба был на самом деле сильнее, чем у любых других австралопитеков, обнаруженных до сих пор, и похожая величина искривления позвоночника была замечена только в позвоночнике мальчика Туркана (Homo erectus) из Кении, которому 1,6 миллиона лет.

Окаменелости, описанные в данной работе, были обнаружены в 2015 году во время раскопок горной дороги, проходящей рядом с пещерой Малапа (Южная Африка). Малапа – место, где были обнаружены первые останки австралопитека седиба.

Статья опубликована в журнале e-Life