Биологи нашли неожиданное сходство между пчелами-падальщицами, гиенами и грифами

К пчелам относят представителей семи семейств и тысяч видов насекомых. Подавляющее большинство из них вегетарианцы, хотя время от времени могут питаться животной пищей. Лишь отдельные пчелы — падальщики «от природы» и пыльцу вовсе не собирают. К ним причисляются, например, тригоны (Trigona), которые обитают в Южной и Центральной Америке и массами слетаются на трупы животных, быстро объедая их.

Пчелы–«мясоеды» на одной из ловушек, которыми пользовались ученые  © Quinn McFrederick, UCRПчелы–«мясоеды» на одной из ловушек, которыми пользовались ученые
© Quinn McFrederick, UCR

Соответственно, изменился и их организм. У этого рода жало почти полностью редуцировано, зато сильно развиты челюсти (мандибулы), с помощью которых пчелы не только едят, но и защищаются. Даже кишечная микрофлора тригон больше напоминает не пчелиную, а микрофлору других известных любителей падали, таких как грифы или гиены.

Профессор Калифорнийского университета в Риверсайде Куинн Макфредерик (Quinn McFrederick) и его коллеги собрали пчел во время экспедиций в Коста-Рике. Всего получили 159 насекомых из девяти родов, включая тригон. Брюшки насекомых отделяли и измельчали, после чего анализировали состав их рибосомной РНК — точнее говоря, 16S рРНК, которая содержится лишь в клетках бактерий и позволяет идентифицировать их.

У «нормальных» растительноядных пчел состав симбиотической микрофлоры крайне консервативен, личинкам она передается еще при выкармливании, сохраняясь из поколения в поколение. Примерно тот же состав бактерий демонстрируют родственные шмели, которым микробы тоже помогают переваривать растения.

Однако в микрофлоре пчел-падальщиц обнаружили довольно необычные для этих насекомых бактерии, включая Lactobacillus и Carnobacterium. Такие микробы встречаются в кишечнике и человека, и других животных, облегчая переваривание мясной пищи; особенно широко они представлены у падальщиков. Эти бактерии приспособлены к жизни в высококислотной среде, которая неблагоприятна для большинства бактерий, вызывающих гниение.

Любопытно, что откусанные фрагменты плоти пчелы-падальщицы собирают в особые мешочки, примерно как обычные пчелы поступают с нектаром растений. В гнезде животная пища метаболизируется с помощью собственных ферментов насекомых, а также под действием бактерий, превращаясь в нечто вроде меда, которым питается подрастающее поколение падальщиков. По словам ученых, эта субстанция вполне съедобна, хотя состав и происходящие с ней метаболические процессы пока крайне слабо изучены.

Статья опубликована в журнале mBio