Человек терял ДНК по мере эволюции

У недавних предков человека было гораздо больше ДНК. За два миллиона лет, прошедших после выхода из Африки, люди потеряли около 27,96 миллиона уникальных пар оснований ДНК, утверждают авторы статьи в журнале Science.

Человек терял ДНК по мере эволюции

Ученые провели секвенирование геномов 236 человек, представителей 125 различных популяций Земли, а также сравнили их с геномами неандертальцев, денисовцев, шимпанзе и орангутанов.

Выяснилось, что еще 13 миллионов лет назад после отделения от обезьян, но еще до миграции из Африки предки Homo sapiens утратили около 15,8 миллиона спаренных оснований. По мере дальнейшего расселения по континентам люди потеряли еще 12,6 миллиона.

Сейчас в ДНК человека примерно три миллиарда спаренных оснований. Ученые также обнаружили, что некоторые группы людей приобрели новую ДНК, главным образом благодаря дупликации. Ученые пока не могут сказать, к каким именно последствиям привела утрата ДНК — пока они ограничились каталогизацией потерь и приобретений.

Тем не менее исследователи подозревают, что этот процесс играет свою роль в эволюции. Так, у некоторых людей нашли до шести копий гена CLPS, который отвечает за панкреатические ферменты (эти вещества понижают уровень сахара в крови). Многие лишние копии генов у африканских народов, вероятно, защищают их от сонной болезни.

Наконец, результаты исследования указали на время и место контактов Homo sapiens с денисовцами — малоизвестной группой древних людей. Большой дуплицированный фрагмент ДНК вымерших денисовцев обнаружили у населения Океании: около 40 тысяч лет назад эти две группы активно скрещивались.