Гены вымерших людей с Алтая нашлись у жителей Океании

Вымерший вид людей – денисовский человек – известен нам лишь по ДНК, которую удалось извлечь из фрагментов, найденных на Алтае. Однако генетические следы их попадаются чаще, чем можно было бы подумать. Гены денисовцев обнаружены среди древних останков испанской «Пещеры костей» и у современных жителей Меланезии.

Мало кто из людей по-настоящему чистый Homo sapiens sapiens. С тех пор, как наши предки вышли из Африки около 60 тыс. лет назад, им доводилось скрещиваться с неандертальцами, и 1,5–2% генов современным жителям Евразии достались от них. Загадочные денисовцы также оставили свой след, но он практически незаметен.

Самым известным примером этого могут служить аллели, переданные ими некоторым тибетцам и позволившие лучше адаптироваться к высокогорью. Впрочем, недавний анализ геномов 1523 добровольцев из разных стран мира показал, что у жителей Меланезии денисовских генов не меньше, чем у нас неандертальских. Авторы работы, опубликованной в журнале Science, показали, что в изученных ими геномах аборигенов с архипелага Бисмарка возле Новой Гвинеи от 1,9 до 3,4% генов имеют «денисовское происхождение».

Судя по всему, все они попали в геном меланезийцев в одно и то же время, и контакты их предков с денисовцами были непродолжительными, в отличие, кстати, от контактов наших предков с неандертальцами: считается, что смешение с ними происходило на протяжении двух или трех отдельных периодов, один из которых был уже после изоляции меланезийцев от жителей континента. При этом у нас сохранились их гены, относящиеся к работе иммунной системы, – и неандертальские, и денисовские.