Мисс Лия перепишет историю человечества?

Свежие заголовки из ленты новостей: – “Человек разумный покинул Африку на 100 тысяч лет раньше срока” – “Учёные в очередной раз опровергли гипотезу происхождения человека” – “Новые исследования ученых-генетиков опровергают теорию происхождения человека” – “Найденная в Израиле древнейшая челюсть «удлинит» историю homo sapiens” – “Древнейшая челюсть Homo Sapiens дала повод переписать историю человечества”.

Челюсть Мислия – I и её виртуальная реконструкция (слева)Челюсть Мислия – I и её виртуальная реконструкция (слева)
Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Для учёных такие “сенсации” – уже давно не сенсации. Давайте отложим пафосные заявления и разберёмся: что за челюсть найдена в Израиле и причём тут происхождение человека?

2017 год сделал нашему биологическому виду подарок: после передатировки останков из Джебел Ирхуд (Марокко) возникновение Homo sapiens отодвинули в прошлое на целых 100 тыс. лет. И хотя людей из Джебел Ирхуд назвать сапиенсами можно с очень-очень большой натяжкой, стоит ожидать, что отныне в публикациях хорошим тоном станет писать, будто наш вид возник 300 тыс. лет назад.

Как бы то ни было, известно, что древнейшие сапиенсы (или почти сапиенсы) возникли в Африке в среднем плейстоцене, около 200 тыс. лет назад, а на других континентах их следы появляются гораздо позже, в Леванте 120 тыс. лет назад и, возможно, в Восточной Азии около 100 тыс. лет назад (авторы имеют в виду вот эту спорную находку).

Но, может быть, миграции случались и раньше? Так считают археологи, которые уже много лет ведут раскопки пещер в районе горы Кармель в Израиле. Именно здесь находятся знаменитые памятники Схул и Кафзех, те самые древнейшие стоянки сапиенсов на Ближнем Востоке.

Пещера Мислия на западном склоне Кармель известна гораздо меньше, хотя здесь ещё в 2002 г. была найдена половина верхней челюсти человека, а также 60 тыс. каменных орудий, относящихся к раннему среднему палеолиту (левантийское мустье).

Челюсть Мислия-I («Мисс Лия», как археологи шутливо прозвали находку) включала все левые зубы, от первого резца (от которого, правда, остался только корень) до третьего коренного. Это очень здорово, так как зубы дают антропологам массу информации для сравнения с другими представителями человеческого рода.

Год ушёл на очистку челюсти от вмещающей породы, ещё несколько лет учёные потратили на тщательное датирование находки, хотя интуиция сразу подсказывала археологам (так руководитель экспедиции, Исраель Гершкович, говорит в интервью), что челюсти никак не меньше 120 тыс. лет. Если удалось бы установить, что находка принадлежала сапиенсу, в руках у учёных оказался бы один из древнейших представителей нашего вида за пределами Африки! Но наука быстро не делается. Кроме того, у исследователей хватало и других забот. Например, в 2010 году эти же авторы сообщали о находке человеческих зубов возрастом 200—400 тыс. лет в израильской пещере Кесем.

Наконец, в 2018 году результаты исследования опубликовали в журнале Science.

Датировки челюсти были сделаны в разных лабораториях тремя методами — уран-ториевым, комбинацией метода урановых серий и электрон-спин резонанса, а также методом термолюминесценции (да простят меня читатели за эти подробности, но методы датирования — моя слабость). Особенно важно, что датировались не только образцы — обожжённые кремни — из археологического слоя, в котором находилась челюсть, но и непосредственно сама находка — эмаль и дентин 2-го резца. Методы дали согласованный результат, позволивший специалистам заключить, что челюсть не моложе 177 и не древнее 194 тыс. лет. Возраст подтверждался и археологическими находками — орудия такого типа на других памятниках примерно столь же древние (250—140 тыс. лет).

Древность доказана! Осталось выяснить, чья это челюсть, для чего учёные сделали находке компьютерную томографию, а затем сравнили её строение с образцами древних и современных челюстей. Форма зубной дуги, строение скулового отростка, ориентация дна носовой полости и другие особенности челюсти совсем не походили на неандертальские — по своему строению «мисс Лия» приближалась к современным людям, а также древним сапиенсам типа Джебел Ирхуд и Херто. Показательны и небольшие размеры — находка меньше, чем челюсти большинства ископаемых Homo.

Не удовлетворившись этим, учёные проанализировали строение зубов Мислия-I, и пришли к сходным выводам: резцы вполне сапиентные, клыки не имеют особенностей зубов эректусов и неандертальцев и похожи на зубы Схул и Кафзех; то же можно сказать про предкоренные. Двухмерный морфометрический анализ коронки первого коренного зуба расположил этот зуб рядышком с древнейшим сапиенсом из Джебел Ирхуд.

Размеры зубов помещают их в верхние границы изменчивости современных людей. Словом, многочисленные измерения и сравнения с гоминидами Европы (Атапуэрка, Штейнгейм) и Азии (Суйцзияо, Даосян) отправили зубы «мисс Лии» в страну сапиенсов.

Авторы сделали обоснованный вывод: челюсть принадлежала человеку современного типа, а значит, «мисс Лия» — древнейший сапиенс за пределами Африки, то есть миграция наших прямых предков произошла задолго Схула и Кафзеха, не менее 180 тыс., а «возможно, и более 200 тыс. лет назад» — в пользу этого утверждения и недавние исследования генетиков! Показательно, что в Мислии вместе с челюстью нашли орудия, выполненные в технике леваллуа — аналогичные технологии характерны для Джебел Ирхуд и ряда других памятников Африки, которые связывают с формированием Homo sapiens. Поэтому появление этих техник в Леванте, по мнению авторов, тоже можно связать с приходом сапиенсов. (Вспомним, правда, что совсем неподалеку, на юго-западном склоне горы Кармель, есть пещерка Табун, где то же самое леваллуа-мустье найдено вместе с костями неандертальцев).

Итак, по мнению авторов статьи, Мислия (180—190 тыс. лет назад), Схул и Кафзех (90—120 тыс. лет назад), пещера Манот (50—60 тыс. лет назад) — эти ближневосточные памятники свидетельствуют о медленном, но неумолимом расширении ареала человека современного типа, которого гнали из Африки ухудшение климата и квартирный вопрос.

А как же зубы из пещеры Кесем, о которых пафосно писалось несколько лет назад? Ведь они древнее Мислии на 100 тыс. лет, если не больше? Но авторы пишут, что зубы из Кесем, в отличие от новонайденной челюсти, уклоняются в неандертальскую сторону.

Заметим, что в 2010 году эти же авторы писали про Кесем: «Хотя ни один из зубов не несёт набора неандертальских признаков, некоторые черты могут быть представлены как сходные с неандертальскими. Однако, в целом зубы ближе к зубам группы Схул-Кафзех, хотя многие из этих сходств, вероятно, плезиоморфны». В популярных новостях тогда прямо утверждали, что, цитирую, «Израиль отобрал у Африки звание родины Homo sapiens».

Впрочем, почему кого-то должно удивлять отличие зубов Кесем от зубов Мислии? Ведь между ними 100 тысяч лет. А почему бы не вспомнить ещё одну израильскую находку — череп из Зуттие, найденный ещё в 1925 году? Ему ведь тоже больше 200 тыс. лет и, кстати, некоторые антропологи и этот массивный череп относили к «ранним сапиенсам» и к «предкам современных людей Леванта». Авторы статьи упоминают череп из Зуттие вскользь, но в сравнении не используют — потому что у него нет ни верхней челюсти, ни зубов. Но откуда мы знаем, какие они были? Может, как раз такие, как у «мисс Лии»?

Статья  опубликована в журнале Science