Найдена самая большая коллекция древних следов человека в Африке

Более 400 человеческих следов, сохранившихся в затвердевшем вулканическом осадке, дают исследователям новый взгляд на общественную жизнь древних восточноафриканских охотников-собирателей. Эти следы, найденные в северной Танзании около деревни под названием Энгаре Серо, составляют самую большую коллекцию древних следов человека, когда-либо найденных в Африке, – считают эволюционный биолог Кевин Хатала из Университета Чатема в Питтсбурге и его коллеги.

Это вулкан в Восточной Африке называется Ол Дойно ЛенгаиЭто вулкан в Восточной Африке – Ол Дойно Ленгаи, он извергся очень давно и произвел грязевой
поток, в котором сохранилась самая большая коллекция древних человеческих следов
(некоторые из них показаны на переднем плане), найденных в Африке до настоящего времени

© Cynthia Liutkus-Pierce

Исследователи сообщают, что люди ходили по грязному слою вулканического мусора, который датируется примерно 19 100 – 5760 лет назад. По словам исследователей, датировка тонкого слоя породы, который частично перекрывает отложения следа, сужает возрастной диапазон для следов примерно от 12 000 до 10 000 лет назад.

Энгаре-Серо находится в непосредственной близости от двух гораздо более старых участков следов гоминидов – Лаэтоли в Танзании (возраст следов 3,7 миллиона лет), и Илере в Кении (возраст следов 1,5 миллиона лет).

В Энгаре Серо команда Хатала проанализировала размеры отпечатков стоп, расстояния между ними и то, в каком направлении двигались следы. Исследователи обнаружили, что одна коллекция отпечатков была оставлена группой из 17 человек, идущих на юго-запад. Сравнения с современными измерениями человеческого следа показывают, что эта группа состояла из 14 женщин, двух мужчин и одного мальчика.

Исследователи полагают, что женщины могли добывать пищу, в то время как несколько мужчин сопровождали их.

В другом наборе из шести следов следы указывают на северо-восток. Эти отпечатки, вероятно, не были сделаны людьми, путешествующими в группе. Скорее всего две женщины и мужчина неспешно прогуливались, еще одна женщина и мужчина быстро ходили, а другая женщина бежала в этом месте, говорят исследователи.

Новое исследование Хаталы – «хорошая работа», хотя трудно определить, чем занимались древние жители в Энгаре Серо, основываясь на следах стоп, говорит геолог Мэтью Беннетт из Борнмутского университета в Пуле Англия.

Беннетт добавляет, что для того, чтобы убедительно утверждать, что охотники-собиратели в то время формировали группы по поиску пищи, потребовалось бы множество наборов следов, а не только один набор из 17 следов. И даже тогда исследователи не узнали бы, собирали ли такие группы растительную пищу или охотились на добычу.

По словам Беннетта, другие группы следов представляют особенно многообещающие возможности для изучения человеческого поведения в древности. Он участвует в текущей работе в Национальном парке Белых Песков в Нью-Мексико, где были обнаружены десятки тысяч следов людей, мамонтов, гигантских ленивцев и других существ, живших примерно 12 000 лет назад. Первые результаты показывают, что люди охотились на гигантских ленивцев, и Беннетт ожидает, что исследования там дадут гораздо больше понимания охоты каменного века.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports