Датская “принцесса” помогла выяснить, что ела знать в Бронзовом веке

РИА Новости. Археологи, химики и генетики проанализировали останки знаменитой “девушки из Эгтведа”, знатной жительницы Дании времен Бронзового века, и выяснили, что верхние слои общества в то время ели большое количество “импортной” пищи и не всегда имели доступ к мясу, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Ученые отделяют волокна шерсти от ложа девушки из ЭгтведаУченые отделяют волокна шерсти от ложа девушки из Эгтведа
© Фото: Karin Margarita Frei, National Museum of Denmark

Останки одной из самых известных европейских мумий, так называемой девушки из Эгтведа, были найдены в южных регионах Дании в 1921 году. Датская “принцесса”, похороненная в резном дубовом гробу приблизительно в 1370 году до нашей эры, умерла очень рано – в возрасте от 16 до 18 лет. Ее одежда, украшения и прочие артефакты, найденные в могиле, стали бесценным сокровищем для антропологов и историков.

Кэрин Фрей (Karin Frei) из Национального музея Дании в Копенгагене и ряд других ученых раскрыли массу новых подробностей о жизни, происхождении и судьбе этой знатной девушки, изучив химический и изотопный состав ее зубов, мягких тканей тела, костей и даже одежды и посуды.

“В Западной Европе времен Бронзового века, Южная Германия и Дания были двумя доминирующими центрами силы, неким подобием королевств средневековья. Как мне кажется, девушка из Эгтведа на самом деле родилась в Южной Германии и была отдана замуж за знатного человека из Ютландии для того, чтобы скрепить союз между датскими и немецкими кланами семейными узами”, — заявил Кристиан Кристиансен (Kristian Kristiansen), один из авторов статьи.

Фрей, Кристиансен и их коллеги пришли к такому выводу по целому ряду причин. Во-первых, воловья шкура, которой была укрыта девушка, ее плед и шерстяная одежда были “импортными” – судя по долям изотопов стронция, они были завезены в Данию из той же Южной Германии.

Во-вторых, судя по химическому составу костей самой девушки, она родилась на территории знаменитого “черного леса” Шварцвальд, расположенного на юге Германии в земле Баден-Вюртемберг, и провела там первые 14 лет своей жизни.

В последние два неполных года перед смертью, как показывают доли изотопов в ее волосах, она провела в разъездах, путешествуя по самым разным уголкам Европы, один раз посетив Ютландию (Данию) и вернувшись как минимум раз назад в Шварцвальд. Химическое устройство ее эмали, в свою очередь, говорит о том, что в это время с ее стола часто пропадало мясо и другие источники белков.

С другой стороны, как показывают более поздние и ранние слои эмали, она в целом неплохо питалась и в ее диете было большое количество завезенных из-за границы продуктов, что одновременно говорит о богатстве ее новой семьи и наличии развитых торговых связей в Европе времен Бронзового века.

Дубовый гроб, в котором была захоронена девушка из ЭгтведаДубовый гроб, в котором была захоронена девушка из Эгтведа