Неандертальцы изготавливали листовидные наконечники копий 65 тысяч лет назад

В пещере Холе-Фельс горной гряды Швабская Юра в Германии археологи нашли каменный наконечник копья листовидной формы  возрастом 65 тысяч лет . Ранее считалось, что неандертальцы овладели этой технологией как минимум на десять тысяч лет позже.

Найденный в пещере Холе-Фельс наконечник копья © University of TübingenНайденный в пещере Холе-Фельс наконечник копья
© University of Tübingen

Одна из крупнейших пещер южной Германии расположена недалеко от города Шельклинген в земле Баден-Вюртемберг. Археологи изучают ее с 1870-х годов, в ней были найдены одни из самых ранних примеров доисторического искусства и музыкальных инструментов, когда-либо обнаруженных. В 2006 году в пещере была найдена костяная флейта, которой около 35 тысяч лет. В 2008 году там нашли одну из древнейших «палеолитических Венер». В 2017 году пещера Холе-Фельс стала частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Пещеры и искусство ледникового периода в Швабской Юре».

Найденный наконечник копья имеет длину 7,6 см, ширину 4,1 см, толщину 0,9 см и массу 28 граммов. Находка была надежно датирована методом электронного спинового резонанса. «Это открытие представляет собой первый случай, когда листовидный наконечник был извлечен в ходе современных раскопок, что позволяет нам изучить свежую находку с помощью самых современных методов, — говорит профессор Николас Конард из Университета Тюбингена и Центра эволюции человека и палеоэкологии имени Зенкенберга. — В последний раз археологи этого региона обнаружили подобные артефакты в 1936 году. До сих пор находки листовидных наконечников интерпретировались как принадлежащие периоду между 45 000 и 55 000 лет назад — последней культурной фазе неандертальцев в Центральной Европе. Новые результаты демонстрируют, что наши предположения о датировке культурных групп поздних неандертальцев были ошибочными и нуждаются в пересмотре».

Используя подробный микроскопический анализ, исследователи обнаружили, что наконечник был закреплен на деревянном стержне. «Повреждение наконечника указывает на то, что артефакт использовался в качестве наконечника для копья и что копьем, скорее всего, кололи добычу, а не бросали его, — пишут авторы работы. — Неандертальцы использовали клей на растительной основе и веревки из растительных волокон, сухожилий или кожи, чтобы прикрепить наконечник к копью. Очевидно, они использовали копье для охоты. Пока они затачивали инструмент, он сломался, и его выбросили».

«Неандертальцы были опытными каменотесами и точно знали, как создавать и использовать сложные технологии, объединяющие несколько частей и материалов для производства и обслуживания смертоносного оружия, — говорит Верле Ротс из Льежского университета. — Homo heidelbergensis использовал для охоты острые деревянные копья, но на их копьях не было каменных наконечников, как у неандертальцев».

Результаты этой группы опубликованы в двух статьях в журналах Archäologische Ausgrabungen in Baden-Württemberg и Mitteilungen der Gesellschaft für Urgeschichte.