Нечестность — спутник творчества

Психологи выяснили: тот, кто соврал, отчитываясь о своих личных успехах по итогам одного эксперимента, к следующему заданию подойдёт более творчески, ибо уже не чувствует себя связанным правилами. «Принцип “Правила создаются, чтобы их нарушать” одновременно лежит в основе креативности и нечестности», — поясняет ведущий автор исследования Франческа Джино из Гарвардской бизнес-школы (США).

Такая маленькая, а уже такая злая и гениальная… (Фото knowyourrights.)

Вместе со Скоттом Уилтермутом из Южно-Калифорнийского университета (США) она разработала ряд экспериментов, которые позволяли лгать, а иногда и поощряли к обману.

Например, в ходе первого опыта вниманию его участников предлагали несколько числовых матриц. Задача состояла в том, чтобы найти два числа, которых не хватало до десяти. Добровольцев просили решить как можно больше матриц и потом отчитаться. Тем самым испытуемые получали возможность схитрить, ибо они не знали, что за ними наблюдают.

Второй эксперимент как будто никак не был связан с предыдущим: давали три слова (например, «боль», «плечо», «пот»), и надо было подобрать четвёртое, связанное со всеми тремя. Это стандартный метод измерения способности к творческому мышлению.

Оказалось, что почти 59% участников по результатам первого эксперимента попытались надуть исследователей. Однако именно обманщикам удалось впоследствии лучше всего справиться с игрой в ассоциации.

В прошлый раз г-жа Джино изучала связь между ложью и креативностью с другой стороны. Ей удалось показать, что, если поощрить нестандартное мышление, человек окажется более склонным к неэтичному поведению. Складывалось впечатление, что развитие творческих способностей может нанести вред нравственному облику индивида. Но выясняется, что обратная причинно-следственная связь тоже верна. Скорее всего, дело в стремлении к оригинальности, желании выйти за установленные рамки, которое проявляется то так, то этак.

Может быть, здесь кроется ответ на вопрос, который давно озадачивает учёных: почему в ходе общественной эволюции обманщики до сих пор не исчезли. Вероятно, лгуны могут не только хорошо устроиться, но и принести пользу обществу благодаря своей творческой жилке. Поэтому, наверное, на их шалости часто закрывают глаза.

Справедливо и то, что современное общество поощряет креативное поведение и тем самым плодит обманщиков.

Результаты исследования опубликованы в журнале Psychological Science.
По материалам Ассоциации психологических наук.
Источник: compulenta.computerra.ru