Первые люди заселили Австралию раньше, чем считалось

Археологи установили, что первые люди прибыли в Австралию около 65 тысяч лет назад. Ранее ученые считали, что это произошло на 20 тысяч лет позже. Новые данные о времени переселения людей в Австралию удалось получить научной группе профессора Квинслендского университета Криса Кларксона. Ученые провели новые раскопки на древней стоянке человека Маджедбебе (Малакунанья) в Северной Австралии. В древнейших слоях породы археологи обнаружили новые артефакты — каменные инструменты и фрагменты охры.

Каменные артефакты, найденные в МаджедбебеКаменные артефакты, найденные в Маджедбебе
© Chris Clarkson / Gundjeihmi Aboriginal Corporation 2015

«Новые раскопки дали гораздо больший и разнообразный набор артефактов, чем те, о которых сообщалось ранее. На месте стоянки было извлечено более 10 тысяч артефактов», — сообщают авторы исследования.

Археологи изучили находки методом оптического датирования (OSL), который позволяет определить время, когда материал в последний раз находился на свету. Выяснилось, что найденные артефакты были захоронены 50−60 тысяч лет назад. С поправкой на неопределенность возраста австралийские ученые пришли к выводу, что поселение Маджедбебе было образовано около 65 тысяч лет назад.

Комментируя полученные результаты, археолог Аризонского университета Кертис Марен отмечает, что раньше возраст артефактов, найденных на территории австралийских древних поселений, определяли методом радиоуглеродного датирования. Этим и объясняется расхождение в определении времени заселения континента людьми.

«Максимальный возраст, для которого радиоуглеродное датирование может давать точные результаты, относится к периоду от 40 до 45 тысяч лет назад. Таким образом, уверенно указывать на максимальный возраст 45 тысяч лет, полагаясь на радиоуглеродное датирование, нельзя. Анализ на основе OSL может дать достоверную информацию о более древних временных рамках, чем это возможно с помощью радиоуглеродного датирования», — сообщает Марен.

Полученные данные не только позволяют понять, как быстро люди расселялись по планете. Они открывают новые возможности для изучения взаимодействия современных людей с неандертальцами и денисовцами. Кроме того, исследование Кларксона подтверждает, что люди появились в Австралии достаточно давно, чтобы оказать влияние на процесс исчезновения мегафауны континента.

Исследование опубликовано в журнале Nature