Собаки помогали нашим предкам в конкурентной борьбе с неандертальцами

Профессор Пэт Шипман (Pat Shipman) из Университета штата Пенсильвания полагает, что своей победой в конкурентной борьбе с неандертальцами люди во многом обязаны собакам. Древние собаки, появившиеся после приручения волка, помогли современным людям освоить 40 тыс. лет назад Европу, которая ранее была заселена неандертальцами

Собаки© Wikimedia Commons

«В то время современные люди, неандертальцы и волки были конкурентами, охотившимися на мамонтов и других крупных травоядных, – рассказывает Пэт Шипман.  – Но когда мы заключили союз с волками, это означало конец неандертальцев». По мнению Шипман, это произошло вскоре после проникновения современных людей в Европу. Прирученные собаки использовались как для преследования добычи, так и для того, чтобы отгонять от нее других хищников, например, львов, гиен и леопардов, которые пытались украсть мясо.

Наличие крупных собак позволяло устраивать длительную погоню за лосями или бизонами, пока те не выбивались из сил и  не становились легкой добычей охотников, убивавших их копьями или стрелами. В результате собакам не нужно было непосредственно убивать добычу, что для них оказывалось самой опасной частью задачи, а люди были избавлены от участия в утомительной погоне, загон жертв собаки «брали на себя».

В гипотезе Пэт Шипман есть одно слабое место. Она требует, чтобы приручение собак состоялось несколько раньше, чем это случилось согласно современным исследованиям. Раньше ученые считали, что собака была одомашнена около 10 тыс. лет назад. Последние находки позволяют утверждать, что это произошло 15 тыс. лет назад. Но Шипман относит это событие до последнего ледникового периода, указывая на последние открытия ископаемых останков собак в Сибири и Бельгии, возраст которых около 33 тыс. лет. Хотя кости очень сильно похожи на волчьи, в них можно увидеть некоторые признаки одомашнивания. Их морды короче, челюсти шире и зубы расположены более тесно, чем у дикого волка. Никаких свидетельств приручения волков неандертальцами не обнаружено.