Заселение Австралии 65 тысяч лет назад могло быть планомерной морской колонизацией

Антропологи изучили, как люди заселяли Австралию и Новую Гвинею около 65 тысяч лет назад. Авторы исследования считают, что эта колонизация практически наверняка была преднамеренной. В ней участвовали не менее 1300 человек, которые достигли нового континента либо сразу — на большом количестве судов, либо несколькими отдельными группами, через относительно небольшие промежутки времени.

Ученые считают, что наиболее вероятным маршрутом заселения Сахула был северный — через показанные на карте острова Буру и Серам© Wikimedia CommonsУченые считают, что наиболее вероятным маршрутом заселения Сахула
был северный — через показанные на карте острова Буру и Серам
© Wikimedia Commons

Последние археологические данные свидетельствуют, что человек появился в Австралии 65 000 лет назад. Тогда она была частью доисторического континента Сахул, который соединял земли нынешней Австралии и Новой Гвинеи. Береговые районы того времени сейчас затоплены, и имеющиеся находки расположены далеко от тогдашних морских берегов. Поэтому фактически люди могли прибыть в Сахул даже раньше. Это порождает вопрос о том, каким образом люди смогли это сделать. На протяжении многих лет ученые считали, что это произошло случайно — например, в ходе шторма, который унес суда с людьми на борту далеко от берегов Индонезии. В этом вопросе решили разобраться антропологи, чьи работы были опубликованы в Nature Ecology and Evolution и Scientific Reports.

Авторы первой работы построили демографическую модель, которая описывает вероятность того, что человеческая популяция может выжить в Сахуле. Модель основывается на минимальном генетическом разнообразии, которое нужно для того, чтобы популяция выживала в течение долгого времени.

Оказалось, что вне зависимости от того, прибыли мигранты в нынешнюю Австралию одной или многими волнами, их численность должна была быть не менее 1300 взрослых людей обоих полов. Поскольку люди того времени вряд ли оставляли детей перед путешествием, фактически их должно было быть заметно больше. Если они прибыли на материк не сразу, а, допустим, 10 волнами, то промежутки между ними не должны были превышать 70 лет. В обратном случае высока вероятность близкородственного скрещивания внутри людей из соседних волн, что снижает шансы на выживание у их потомства.

1300 человек — это достаточно большая популяция, чтобы нельзя было поверить в то, что она случайно добралась от Индонезии до Сахула. Вдобавок размер плотов или лодок того времени относительно невелик, и, чтобы переместить даже 130 человек за один раз, нужно несколько судов, для 1300 — целый флот.

Во второй работе другая группа исследователей (часть авторов у обеих, впрочем, совпадает) пыталась разобраться, с какой вероятностью люди могли достичь Сахула всеми возможными маршрутами. Практически во всех вариантах для этого нужно было преодолевать морские проливы шириной до 90-100 километров. В то время это было непросто. Во-первых, между Индонезией и Сахулом существовало довольно сильное морское течение (впрочем, оно сохранилось и сейчас). Чем уже тот или иной пролив, тем выше скорость течения и, соответственно, тем сильнее сносит суда, которые пытаются преодолеть его. Кроме того, люди, скорее всего, двигались при помощи весел, а не парусов, которых тогда, скорее всего, не знали. Учитывая все эти факторы, ученые вычислили, что путешествие до Сахула могло занимать от двух до пяти суток.

Математическое моделирование таких плаваний показало довольно неожиданный результат. Вероятность случайно достичь Сахула на плотах или лодках, унесенных ветром, по любому маршруту оказалась ниже пяти процентов. В таком случае штормы должны были уносить с индонезийских островов более 40 взрослых людей за раз с регулярностью раз в 20 лет на протяжении более чем тысячи лет. Авторы оценивают такой сценарий как «нереалистичный».

Преднамеренное плавание даже со средней скоростью 0,9 км/ч резко снижает длительность морского путешествия до приемлемого диапазона в 2—5 дней. Более длительное морское путешествие требует заметных запасов пресной воды, что, в свою очередь, реалистично только на больших плавсредствах. Ожидать существования крупных плавсредств 65 000 лет назад или ранее довольно сложно. Авторы суммируют это так: «Мы приходим к выводу, что люди современного облика умели планировать и путешествовать в открытом море в течение нескольких дней».

В описанных работах есть ряд недостатков. Например, исследователи моделировали лишь то, насколько путешествие было успешным, однако не анализировали все его аспекты. В частности, они не указали, что при сильном течении путешественникам нужно и грести, и править судами в ночное время (в этой части света это около 12 часов в сутки). Для этого нужно обладать познаниями в ночной навигации — например, по звездам. Для этого нужны длительные наблюдения и заметный уровень абстрактного мышления.

Кроме того, математические выкладки ученые не проверяли экспериментально. Например, то, можно ли пересечь на веслах, без парусов, даже не очень широкий пролив. Более ранние попытки подобного показали, что это довольно сложно: команда экспериментального плота только с третьей попытки смогла преодолеть двадцатикилометровый пролив, за которым лежит индонезийский остров Флорес. Кроме того, от чрезвычайного напряжения при интенсивной гребле один из участников эксперимента впал в кому — его тут же сняло следовавшее рядом моторное судно и заменило на свежего гребца. Разумеется, 65 000 лет назад так произойти не могло.

Впрочем, вопросы о том, как именно люди совершили первую в истории преднамеренную колонизацию другого континента, не так важен, как сам факт этого события. По всей видимости, это первые известные науке многодневные морские плавания заранее организованными группами переселенцев. Похоже, умственный потенциал современного человека тогда был заметно выше, чем его оценивали антропологи еще недавно.

Статьи опубликованы в Nature Ecology and Evolution и Scientific Reports 
Источник: chrdk.ru

Метки , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *