Жестокость сформировала форму наших черепов

Что способствовало эволюции лица обезьяноподобных предков человека? Согласно новому исследованию, проведенному учеными из Университета Юты (США), которое будет опубликовано 9 июня в журнале Biological Reviews, на форму лица повлияли драки за самку и ресурсы.

Жестокость сформировала форму наших черепов

Биолог Дэвид Кэриэр (David Carrier) и доктор Майкл Морган (Michael H. Morgan) из Университета Юты (США) настаивают на том, что человеческие лица, особенно, это касается наших предков австралопитеков, эволюционировали, чтобы минимизировать травмы от ударов в лицо во время поединков между самцами. Факты, приведенные в статье под названием «Усиленная поддержка черепа человека» представляют альтернативу давней гипотезе о том, что эволюция черепа наших предков произошла в значительной степени от необходимости жевать твердую пищу, такую как орехи.

«Австралопитеки обладали набором черт, которые, возможно, улучшали их боеспособность, включая пропорции рук; эффективно превращая нежную костно-мышечную систему руки в производящую впечатление дубину. Если эволюция пропорций наших рук действительно была связана с боевым поведением, то основная цель удара – лицо – тоже должно было подвергнуться некоторым изменениям, чтобы лучше избежать травм», – говорит ведущий автор исследования Дэвид Кэриэр.

Основанием для таких научно-исследовательских выводов, по словам Кэриэра, послужило выявление некоторых факторов.

«Когда дерутся современные люди, то основная цель для ударов это лицо. Мы обнаружили, что кости, которые страдают в драках больше всего, это именно те части черепа, которые сильнее всего укрепились в процессе эволюции. А еще эти кости это именно те части черепа, которые больше всего отличаются у мужчин и женщин, как у австралопитеков, так и у человека. Другими словами мужские и женские черепа отличаются потому тем, что части черепа, которые обычно ломаются в драках, у мужчин крупнее», – говорит Кэриэр.

«Важно также отметить, что эти изменения у наших предков появляются тогда же, когда изменились пропорции рук, позволяя сформировать кулак. Все вместе эти наблюдения позволяют предположить, что многие лицевые черты гомининов эволюционировали, чтобы защитить лицо от травм во время драк», – добавляет он.

Последние исследование Кэриэра и Моргана строится на их предыдущей работе, которая показывает, что жестокость играла бо̀льшую роль в эволюции человека, чем предполагали многие антропологи. В последние годы, Кэриэр исследовал короткие ноги человекообразных приматов, привыкших ходить на двух ногах, и пропорции рук гомининов. Сейчас он работает над исследованием положения ступни человекообразных приматов, что также относится к эволюции и боеспособности.

Исследование эволюции существ рода австралопитеков – непосредственных предшественников человека рода людей – по-прежнему актуально сегодня, по мере того как ученые продолжают искать доказательства того, как и почему люди из своих предков, которые населяли Землю 4-5 миллионов лет назад, превратились в то, чем они являются сейчас.

Кэриэр говорит, что его недавно опубликованное в журнале Biological Reviews исследование, не только «представляет альтернативное объяснение эволюции человеческого лица» но и «обращается к спору о том, были ли наши предки жестокими».

«Дискуссия, по поводу существования темной стороны человека восходит к французскому философу Руссо, который утверждал, что до появления цивилизации люди были благородными дикарями, и именно цивилизация сделала нас более жестокими. Эта идея до сих пор сильна в социальных науках, и в последние десятилетия поддерживалась горсткой эволюционных биологов и антропологов. Остальные эволюционные биологи, однако, ищут доказательства того, что наши предки не были мирными. Гипотезу о том, что наши далекие предки были агрессивны, можно опровергнуть, если мы обнаружим, что анатомические изменения, которые отличают нас от приматов, не повышают боеспособность. В своем исследовании мы демонстрируем то, что многие анатомические характеристики высших приматов и наших предков – ранних гомининов (такие как прямохождение, пропорции рук и форма черепа) – на самом деле улучшают боевые характеристики», – говорит Кэриэр.

Морган добавляет, что новое исследование вносит интересные факты в текущую дискуссию о роли жестокости в эволюции. «Я полагаю, что наше исследование заполняет некоторые пробелы в существующих теориях о том, почему костно-мышечная система развилась именно таким образом», – говорит он.

«Наше исследование направлено на мир. Мы стараемся изучить, понять и побороть воинственные и агрессивные тенденции человечества. Мир начинается с нас и, в конечном счете, достигается за счет дисциплинированного самоанализа и понимания того, откуда мы пришли. Мы надеемся, что благодаря нашему исследованию, люди смогут взглянуть на себя в зеркало, и начать менять себя к лучшему».

По материалам Science Codex