Британия начала торговать золотом уже 4,5 тысячи лет назад

РИА Новости. Следы свинца в древних золотых украшениях из Ирландии и Великобритании рассказали археологам о том, что британцы начали торговать этим металлом уже 4,5 тысячи лет назад, и предпочитали продавать его другим, а не оставлять у себя, так как они могли считать его не особенно ценным, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Prehistoric Society.

Золотые украшения времен Бронзового века, найденные в ИрландииЗолотые украшения времен Бронзового века, найденные в Ирландии
© Фото: National Museum of Ireland

“Получается, что золото не всегда было универсальной ценностью для человечества, по крайней мере до того момента, как начали печататься первые золотые монеты, что произошло примерно через две тысячи лет. Отношения между экономиками доисторического периода определялись не только торговлей – системы верований явно играли заметную роль в их жизни”, — рассказывает Алистер Пайк (Alistair Pike) из Бристольского университета (Великобритания).

Пайк и его коллеги пришли к такому выводу, изучив изотопный состав украшений, изготовленных во время Бронзового века и найденных относительно недавно на территории Ирландии — различных орнаментов, дисков и ожерелий.

Как объясняют ученые, месторождения золота обычно содержат в себе не только драгоценный металл, но и большие количества свинца. Даже после переплавки и обработки в украшении остается достаточно много атомов этого тяжелого металла, доли изотопов которого является уникальным химическим “паспортом”, по которому можно определить то, где оно было добыто.

Руководствуясь этой идеей, ученые изучили доли изотопов свинца в местных ирландских шахтах, а также на тех участках территории Англии, с которыми могли контактировать древние жители Ирландии в Бронзовом веке.

Как оказалось, все украшения были изготовлены из “импортного” золота – доли изотопов в них соответствовали тем значениям, которые характерны для золотоносных руд в Корнуолле и некоторых других регионах юго-западной Англии.

Подобное открытие удивило ученых сразу по нескольким причинам. Во-первых, на территории Ирландии есть свои собственные месторождения золота, которые были в то время гораздо богаче и доступнее, чем корнуолльские источники металла. Во-вторых, в отложениях и памятниках того времени в самом Корнуолле практически отсутствуют украшения и прочие изделия из золота, что говорит о том, что золота на территории региона было очень мало.

Как могло редкое в этой части Англии золото попасть в Ирландию? Как считают Пайк и его коллеги, эту странность можно легко объяснить тем, что все добытое золото жители Корнуолла, которые не считали этот металл особенно ценным, продавали купцам из Ирландии, приплывшим в Англию для меновой торговли.

Археологи полагают, что древние жители “изумрудного острова” могли считать золото священным металлом, обладавшим мистическими и магическими свойствами, из-за чего они были готовы платить за него практически любую цену. Это может объяснить то, почему ирландцы не обращали внимание на местные запасы золота и покупали его у соседей с востока.