В Израиле нашли бронзовую маску бога Пана

На территории национального парка Гиппос-Сусита на севере Израиля была обнаружена большая бронзовая маска античного бога Пана, сообщается в пресс-релизе Университета Хайфы. Город Антиохия-Гиппос, который на арамейском языке назывался Сусита, был основан во II веке до н. э., когда данная территория принадлежала державе Селевкидов. В римскую эпоху он входил в так называемый Декаполис – группу из девяти городов, крупных центров эллинистической культуры. Он счастливо пережил распад Римской империи и арабское завоевание, но погиб из-за катастрофического землетрясения 18 января 749 года. Место, где располагался этот город, привлекало внимание ученых еще в 1880-х годах, но активные археологические работы на его территории начались лишь во второй половине XX века. Сейчас там проводят регулярные раскопки археологи нескольких стран.

Майкл Айзенберг с маской ПанаМайкл Айзенберг с маской Пана
© University of Haifa

Майкл Айзенберг из Университета Хайфы подчеркнул необычность найденной маски. Большинство известных нам бронзовых масок эллинистического периода, по словам ученого, миниатюрные. Айзенберг связался с кураторами античных коллекций нескольких крупных музеев мира и получил ответы, что подобные маски им не попадились.

Находка была сделана рядом с остатками древнего строения из базальта, которое, по предположению ученых, было ангаром для метательных машин, которые использовались при необходимости на городских стенах. В процессе раскопок этого сооружения ученые нашли ядро для баллисты. Так как оно было изготовлено из известняка, а не из базальта, как обычно делалось в Гиппосе, они пришли к выводу, что оно было выпущено осаждавшим город противником.

Тогда археологи решили поискать монеты, чтобы с их помощью датировать находку и постараться установить, когда случилась осада, при которой был выпущен этот снаряд. С помощью металлоискателя они обнаружили цель, но раскопав ее увидели, что это вовсе не монеты, а бронзовая маска. После расчистки на ней стали заметны рожки, козлиная бородка, заостренные уши – характерные черты изображений Пана или сатира.

Сейчас исследователи предполагают, что изучаемое ими строение изначально было оборонительным сооружением, но позднее, когда необходимость в нем отпала, оно превратилось в место поклонения Пану. Как известно, алтари бога Пана часто сооружались за пределами основной территории античных городов.