В Салониках обнаружена гробница с фресками IV века до н. э.

При строительстве метро в Салониках археологи обнаружили древние захоронения, в том числе украшенную фресками гробницу IV века до н. э. Об этом сообщил Центральный археологический совет Греции.

Салоники © Архив AP Photo/Nikolas Giakoumidis

На заседании совета было решено, что купольная гробница, обнаруженная во время строительства станции “Синдривани” (“Фонтан”), будет разобрана и доставлена на поверхность. Позднее будут проведены научные исследования, которые позволят определить, направить ли гробницу в музей или выставить в качестве экспоната на будущей станции.

Захоронения из Восточного кладбища древних Салоник

Археологи сообщили, что “во втором археологическом слое у северного входа на станцию “Синдривани” были обнаружены 83 захоронения из Восточного кладбища древних Салоник”.

“Могилы разного типа относятся к эллинистическому и римскому периодам греческой истории, при этом примерно в половине из них не были обнаружены погребальные дары, – отметили ученые. – Подавляющее число захоронений не представляет археологической ценности, и практически все, кроме гробницы с фресками, будут срыты в ходе строительных работ. Центральный археологический совет обсудил также вопрос о древних захоронениях, обнаруженных в ходе бурения северо-западной скважины при строительстве станции “Новый железнодорожный вокзал”.

Речь идет о трех могилах II-III веков н. э., которые принадлежали к Западному кладбищу города. Центральный археологический совет считает, что их не стоит сохранять.

Золотые венки раннего эллинистического периода

Наиболее важные находки в ходе строительства салоникского метро были сделаны в 2008-2009 годах. Тогда на месте станции “Синдривани” к югу от Центральной библиотеки Салоникского университета имени Аристотеля, а также станции “Новый железнодорожный вокзал” археологам посчастливилось обнаружить целое сокровище: восемь золотых венков раннего эллинистического периода греческой истории (IV-I века до н. э.), десятки оригинальных золотых ювелирных изделий, монеты, кольца, медные и глиняные сосуды. В общей сложности найдено более 4 тыс. старинных предметов.

Первые четыре золотых венка были обнаружены в древней могиле, которой насчитывается примерно 2300 лет. В захоронении был найден скелет женщины, а также золотые венки в виде колец с листьями оливкового дерева и золотые сережки в форме голов собак, украшенные полудрагоценными камнями. В число погребальных даров входили также бронзовое зеркало, бронзовая ваза и шесть глиняных горшков. Женщина была похоронена в деревянном гробу, остатки которого сохранились до наших дней. Часть могилы была уничтожена ранее во время сооружения канализационной системы.

Ученых удивило оригинальное, до сих пор не встречавшееся расположение золотых венков в могиле (два венка лежали у головы, а два – у ног женщины). Это захоронение было одной из 840 могил древнего Восточного кладбища Салоник, найденного во время строительства станции “Синдривани”. Позднее в каменном саркофаге, содержавшем сожженные кости молодого человека и небольшого млекопитающего, был найден пятый золотой венок. При тщательном осмотре оказалось, что это был не один, а четыре золотых венка, переплетенных между собой. В феврале 2014 года центральный археологический совет Греции принял решение, что наиболее важные археологические находки, сделанные во время строительства метро в Салониках, будут экспонироваться в витринах подземных станций, а другие будут направлены в музей.

Строительство метро и археологические раскопки

Строящееся в Салониках метро будет вторым в Греции после афинского. Салоникский метрополитен создается по аналогии с копенгагенским: прокладываются два независимых тоннеля, по которым будут ходить 18 автоматических поездов (без машинистов). Сооружение подземки велось с 1986 по 1989 год, но затем было остановлено на многие годы. В 2006 году работы возобновились, однако сроки окончания проекта все время переносились. Главной причиной задержек являются археологические раскопки, ведущиеся параллельно со строительством тоннелей метро. Строители не могут продвигаться без одобрения Центрального археологического совета Греции.

По данным компании “Аттико метро”, ведущей строительство, в Салониках до 2020 года планируется создать сеть метрополитена длиной 35 км с 35 станциями. Стоимость проекта оценивается в €3,4 млрд.

Салоники с населением более 1 млн человек – столица исторической области Македония и всей Северной Греции. Согласно преданию, Салоники были заложены в 315 году до н. э. македонским царем Кассандром и названы в честь его жены и сводной сестры Александра Македонского.