ALMA запечатлела процесс формирования планет

Европейская южная обсерватория анонсировала беспрецедентный снимок, сделанный телескопом ALMA, на котором изображены детали процесса рождения планет вокруг звезды HL Tauri.

Молодая звезда, окруженная протопланетным диском, в представлении художникаМолодая звезда, окруженная протопланетным диском, в представлении художника
©ESO/L. Calçada

HL Tauri (HL Тельца) – это молодая звезда, которая располагается на расстоянии около 450 световых лет от Земли. Ее возраст специалисты оценивают приблизительно в 1 млн лет. Она окружена пылевым диском, который можно детально разглядеть на представленном снимке.

Полученное на ALMA изображение протопланетного диска вокруг HL ТельцаПолученное на ALMA изображение протопланетного диска вокруг HL Тельца
©ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)

На этом изображении различимы невероятно мелкие детали диска, который состоит из остатков протозвездного облака и имеет явные признаки присутствия нескольких планет. Помимо этого можно рассмотреть ряд концентрических ярких колец, которые разделены темными полосами.

По мнению ученых, полученные данные, вероятней всего, говорят о том, что вокруг HL Тельца полным ходом идет формирование планет. Удивительным здесь является то, что прежде считалось, что у столь юных звезд не могут образовываться подобные структуры. Это говорит о том, что диск HL Тельца более развит, чем предполагалось.

Звезды, подобные этой, рождаются в облаках газа и очень мелкой пыли, в областях, где произошел коллапс, то есть, вещество в них сконцентрировалось в малом объеме под действием сил гравитации. Вследствие такого процесса, формируется протопланетный диск, в котором со временем в результате множественных столкновений происходит слипание мелких пылевых частиц, что приводит к образованию более крупных тел, например астероидов, комет и даже планет. Новоиспеченные планеты разрушают диск и формируют в нем кольца, промежутки и дыры, которые можно наблюдать на этой фотографии.

Составной снимок области вокруг молодой звезды HL Tельца по данным ALMA и телескопа ХабблаСоставной снимок области вокруг молодой звезды HL Tельца