Ранняя Вселенная громыхала лопающимися пузырями Хиггса

Лопающиеся пузыри в горячем супе из элементарных частиц, наполнявшем раннюю Вселенную, гремели подобно грому – и их эхо возможно «услышать» и сегодня. Найдем его – и многие тайны бозона Хиггса раскроются ученым.

Считается, что эта частица обеспечивает массой большинство остальных; физики надеются, что она поведет себя странным, непредсказуемым образом, что даст ключ к новой физике за пределами Стандартной модели (лучшего из доступных нам описаний элементарных частиц и сил, действующих во Вселенной).

Один из способов проверить теорию Хиггса – это вслушиваться в небо, рассказывает Дэвид Вайр (David Weir ) из Хельсинкского университета. «Когда поле Хиггса было везде и давало массу остальным частицам, Вселенная переживала очень неспокойные времена», – говорит ученый.

Согласно Стандартной модели, поле Хиггса повсеместно включилось спустя 100 пикосекунд после Большого взрыва. Однако иные теории (ищущие выход за пределы СМ) утверждают, что этот процесс напоминал скорее медленное закипание воды. Пузыри поля Хиггса вырастали в плотной раскаленной материи, существовавшей сразу же после Большого взрыва. А потом, при соприкосновении стенок этих пузырей, по ткани пространства-времени шли «круги» – гравитационные волны. Раньше ученые были уверены, что их невозможно «засечь» (слишком уж они слабы).

Вайр и его группа создали трехмерную модель пузырей и их взаимодействия с раскаленной материей – и увидели, что растущие пузыри должны были выбрасывать энергию в суп из частиц (создавая ударные волны). Эти волны по сути являют собой хлопки, звуковые удары, от которых «гудела» Вселенная. Если нам повезет, новое поколение чувствительных датчиков сможет засечь их эхо, заявил Вайр.

Исследование представлено в журнале Physical Review Letters,
По материалам New Scientist.
Источник: nauka21vek.ru