Астрономический календарь на август 2022 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

2 августа – Марс проходит полутора градусах южнее Урана,
3 августа – покрытие Луной (Ф= 0,31+) звезды тета Девы при видимости в Сибири,
4 августа – Луна (Ф= 0,34+) проходит севернее Спики,
4 августа – Меркурий проходит в градусе севернее Регула,
5 августа – Луна в фазе первой четверти,
5 августа – Луна (Ф= 0,54+) в нисходящем узле своей орбиты,
7 августа – Луна (Ф= 0,7+) проходит севернее Антареса,
9 августа – Луна (Ф= 0,88+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
9 августа – покрытие Луной (Ф= 0,92+) звезды тау Стрельца при видимости на Европейской части страны,
10 августа – Луна (Ф= 0,97+) в перигее своей орбиты на расстоянии 359825 км от центра Земли,
12 августа – максимум действия метеорного потока Персеиды (ZHR= 120),
12 августа – полнолуние,
12 августа – Луна (Ф= 0,99-) проходит южнее Сатурна,
14 августа – Луна (Ф= 0,92-) близ Нептуна,
14 августа – Сатурн в противостоянии с Солнцем,
15 августа – Луна (Ф= 0,86-) близ Юпитера,
16 августа – покрытие Луной (Ф= 0,75-) звезды мю Рыб при видимости на востоке страны,
17 августа – максимум действия метеорного потока каппа-Цигниды из созвездия Лебедя (ZHR= 3),
18 августа – Луна (Ф= 0,58-) в восходящем узле своей орбиты,
18 августа – Луна (Ф= 0,56-) близ Урана (покрытие, видимое на Чукотке и в Северной Америке),
19 августа – Луна в фазе последней четверти,
19 августа – Луна (Ф= 0,47-) близ Марса,
21 августа – покрытие Луной (Ф= 0,28-) звезды 139 Тельца при видимости на Европейской части страны,
22 августа – Луна (Ф= 0,2-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
22 августа – Луна (Ф= 0,17-) в апогее своей орбиты на расстоянии 405420 км от центра Земли,
24 августа – Уран в стоянии с переходом к попятному движению,
25 августа – Луна (Ф= 0,05-) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44),
25 августа – Луна (Ф= 0,02-) проходит севернее Венеры,
27 августа – Луна (Ф= 0,01-) проходит севернее Регула,
27 августа – новолуние,
27 августа – Меркурий в максимальной восточной (вечерней) элонгации 27 градусов,
29 августа – Луна (Ф= 0,05+) проходит севернее Меркурия,
31 августа – Луна (Ф= 0,14+) проходит севернее Спики.

Солнце движется по созвездию Рака до 10 августа, а затем переходит в созвездие Льва и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила, по сравнению с первыми двумя летними месяцами уменьшается с каждым днем все быстрее. Как следствие, также быстро уменьшается продолжительность дня: с 15 часов  59 минут в начале месяца до 13 часов 52 минут к концу описываемого периода (более двух часов). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 52 до 42 градусов. Для наблюдений Солнца август – один из самых благоприятных месяцев в северном полушарии Земли. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу августа в созвездии Льва при фазе 0,1+. Здесь лунный серп 1 августа перейдет в созвездие Девы при фазе 0,14+. Двигаясь по этому созвездию, Луна пройдет севернее Спики при фазе 0,34+ 4 августа. 5 августа лунный серп (Ф= 0,46+) перейдет в созвездие Весов и примет здесь в этот день фазу первой четверти. 6 августа лунный овал вступит в созвездие Скорпиона при фазе 0,63+. На следующий день, увеличив фазу до 0,7+ Луна перейдет в созвездие Змееносца (наблюдаясь большую часть ночи севернее Антареса). 8 августа Луна при фазе 0,83+ перейдет в созвездие Стрельца. В этом созвездии ночное светило будет находиться до 10 августа, когда вступит в созвездие Козерога при фазе 0,97+. 12 августа Луна примет здесь фазу полнолуния и пройдет южнее Сатурна. В этот же день яркий лунный диск перейдет в созвездие Водолея, наблюдаясь над горизонтом всю ночь. Здесь 14 августа Луна (Ф= 0,92-) пройдет южнее Нептуна, а при фазе 0,91- перейдет в созвездие Рыб. На следующий день лунный овал при фазе 0,86- перейдет в созвездие Кита, где пройдет южнее Юпитера при фазе 0,86-. 15 августа ночное светило (Ф= 0,81-) еще раз пересечет границу созвездия Рыб, где пробудет до 17 августа. В этот день Луна при фазе 0,69- вступит в созвездие Овна, где 18 августа при фазе 0,56- покроет Уран (видимость на Чукотке и в Северной Америке). Перейдя в созвездие Тельца 18 августа (Ф= 0,52-), Луна примет здесь фазу последней четверти 19 августа. В этот же день ночное светило пройдет между Марсом и Плеядами при фазе 0,47-. 20 августа Луна (Ф= 0,38-) пройдет севернее Альдебарана. 22 августа старый месяц (Ф= 0,24-) вступит в созвездие Близнецов, где пробудет до 24 августа. В этот день Луна (Ф= 0,09-) вступит в созвездие Рака, а на следующий день при фазе 0,05+ пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44). 25 августа тонкий старый месяц 0,02- (пройдя севернее Венеры) перейдет в созвездие Льва. 26 августа Луна пройдет севернее Регула, а 27 августа примет фазу новолуния. 28 августа молодой месяц (Ф= 0,02+) перейдет в созвездие Девы и пройдет здесь 29 августа севернее Меркурия при фазе 0,05+. 31 августа растущая Луна (Ф= 0,14+) пройдет севернее Спики и закончит свой путь по летнему небу при фазе 0,22+.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, 21 августа переходя в созвездие Девы. Планета наблюдается на фоне вечерней зари (лучше всего в южных широтах страны). Блеск планеты составляет около 0m. Видимый диаметр Меркурия за месяц увеличивается от 5 до 8 секунд дуги. Фаза Меркурия уменьшается от 0,9 до 0,5. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид овала переходящего в полудиск.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов, 10 августа переходя в созвездие Рака, а 26 августа – в созвездие Льва. 25 августа севернее Венеры пройдет Луна. Планета наблюдается на утреннем небе, уменьшая угловое удаление от Солнца от 22 до 14 градусов. Видимый диаметр Венеры уменьшается 11” до 10”. Фаза Венеры составляет около 1 при блеске около -4m. В телескоп наблюдается небольшой диск без деталей.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна, 9 августа переходя в созвездие Тельца. Планета имеет ночную и утреннюю видимость, которая постепенно улучшается. Блеск Марса составляет около 0m, а видимый диаметр загадочной планеты увеличивается от 8 до 10 секунд дуги. В телескоп наблюдается небольшой диск с хорошо различимыми деталями поверхности.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Кита. Газовый гигант наблюдается на ночном и утреннем  небе. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается за месяц от 45” до 49” при блеске ярче -2,5m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Козерога, 14 августа вступая в противостояние с Солнцем. Окольцованная планета видна всю ночь. Блеск планеты составляет + 0,3m при видимом диаметре около 19”. В телескоп можно наблюдать некоторые детали на поверхности планеты, кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет 14 градусов.

Уран (6m, 3,5”) перемещается в одном направлении с Солнцем (24 августа меняя движение на попятное) по созвездию Овна близ слабой звезды сигма Овна (5,5m). 18 августа Уран покроется Луной. Планета  находится на ночном и утреннем небе. Уран может быть найден при помощи бинокля с применением звездных карт. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний (лучше около противостояния) на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Рыб (20 августа переходя в созвездие Водолея) южнее звезды лямбда Psc (4,5m). Планета наблюдается на ночном и утреннем небе. Нептун можно найти в бинокль с использованием звездных карт  Астрономического календаря на 2022 год . Диск планеты различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, наиболее удобных для наблюдений с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будет иметь PANSTARRS (C/2017 K2), которая максимальном расчетном блеске около 7m движется по созвездиям Змееносца, Скорпиона и Весов. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самой яркой будет Веста в созвездии Водолея при максимальном блеске 5,8m. 23 августа Веста вступит в противостояние с Солнцем. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Долгопериодические переменные звезды месяца. Данные по переменным звездам (даты максимумов и минимумов) можно найти на http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 12 августа максимума действия достигнут Персеиды (ZHR= 120). 17 августа максимальной интенсивности достигнут каппа-Цигниды из созвездия Лебедя (ZHR= 3). Луна  в период максимума Персеид будет близка к фазе полнолуния, поэтому условия наблюдений метеоров этого потока будут неблагоприятны. Для каппа-Цигнид условия наблюдений более благоприятны, но будут определяться наличием Луны над горизонтом. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в АК_2022 – http://www.astronet.ru/db/msg/1769488