Наблюдения за звёздным небом в мае 2016 года

Наблюдения за звёздным небом в декабре 2014 года

1 мая и весь месяц – Марс, Сатурн и Антарес в сближении,
2 мая – Меркурий заканчивает вечернюю видимость,
3 мая – Луна в нисходящем узле орбиты,
5 мая – метеорный поток эта-Аквариды из созвездия Водолея в максимуме действия (часовое число – 40 метеоров),
7 мая – покрытие Луной (Ф= 0,01) астероида Веста (не видно из-за близости к Солнцу),
8 мая – покрытие Луной (Ф= 0,04) звезды Альдебаран (+0,9m) при дневной видимости в России и СНГ,
9 мая – прохождение Меркурия по диску Солнца,
10 мая – Юпитер в стоянии с переходом к прямому движению,
13 мая – Меркурий проходит в полградуса южнее Венеры,
15 мая – Луна в восходящем узле орбиты,
15 мая – начало видимости Урана в утренних сумерках,
21 мая – Меркурий в стоянии с переходом к прямому движению,
22 мая – Марс в противостоянии с Солнцем,
30 мая – Луна в нисходящем узле орбиты,
30 мая – Марс на наименьшем расстоянии от Земли 0,503 а.е..
Солнце движется по созвездию Овна до 14 мая, а затем переходит в созвездие Тельца и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 15 часов 23 минут в начале месяца до 17 часов 09 минут в конце мая. С 22 мая в вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними (до 22 июля). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за май месяц возрастет с 49 до 56 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале Небосвод http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по майскому небу при фазе последней четверти в созвездии Козерога. 2 мая убывающий серп с фазой 0,25 сблизится с Нептуном в созвездии Водолея, а 3 мая перейдет в созвездие Рыб, продолжая уменьшать фазу. В эти дни Луна наблюдается низко над горизонтом на утреннем небе. 5 мая тонкий серп сблизится с Ураном при фазе 0,05, имея самые большие угловые размеры в этом месяце (более 33 угловых минут). Это связано с тем, что Луна 6 мая пройдет перигей, сблизившись с Землей до 360000 километров. Перейдя в созвездие Овна 6 мая, Луна примет фазу новолуния и перейдет на вечернее небо, быстро набирая высоту над западным горизонтом. В эти дни Луна сблизится с Меркурием и Венерой, но эти сближения останутся незамеченными. 7 мая растущий серп перейдет в созвездие Тельца, а на следующий день покроет главную звезду созвездия – Альдебаран. Это событие будет наблюдаться на дневном небе на всей южной половине России. Фаза Луны при этом покрытии составит 0,04. Миновав созвездие Тельца, серп Луны продолжит увеличивать фазу, и 9 мая при фазе 0,1 посетит созвездие Ориона. 10 мая Луна вступит в созвездие Близнецов и проведет здесь два дня, увеличив фазу до 0,3. 12 и 13 мая, молодой месяц совершит путешествие по созвездию Рака, наблюдаясь на вечернем небе, а затем вступит во владения созвездия Льва. Здесь Луна примет фазу первой четверти и пройдет южнее Регула – главной звезды созвездия. Зайдя традиционно в созвездие Секстанта, ночное светило превратится в овал, и снова пройдет по части созвездия Льва южнее Юпитера (15 мая при фазе 0,66). 16 мая лунный овал перейдет в созвездие Девы, и пробудет здесь до вечера 19 мая (за день до этого пройдя севернее Спики). Перейдя в созвездие Весов при фазе 0,95, почти полная Луна проведет здесь два дня, и примет фазу полнолуния 21 мая. 22 мая яркий лунный диск посетит созвездие Скорпиона, и в этот же день перейдет в созвездие Змееносца, находясь между Марсом, Сатурном и Антаресом. В эти дни Луна наблюдается всю короткую ночь, не восходя лишь в самых северных широтах. 24 мая яркая Луна при фазе 0,96 достигнет созвездие Стрельца, где проведет два с половиной дня, перейдя 26 мая в созвездие Козерога (Ф= 0,8). Набирая высоту, лунный овал пересечет созвездие Козерога, и 28 мая при фазе 0,6 достигнет созвездия Водолея, Здесь наступит фаза последней четверти, при которой Луна сблизится с Нептуном второй раз за месяц. 30 мая стареющий месяц при фазе менее 0,4 перейдет в созвездие Рыб, где и закончит путь по майскому небу.

Большие планеты Солнечной системы. Меркурий перемещается попятно по созвездию Овна, 21 мая меняя движение на прямое. Меркурий не виден, но 9 мая он пройдет нижнее соединение с Солнцем и при этом пройдет по диску дневного светила. Это будет единственная возможность в мае месяце увидеть Меркурий в телескоп. Для наблюдений прохождения по диску Солнца применяйте солнечный фильтр. Обнаружить планету на Солнце можно будет даже в бинокль, а телескоп с фото или видеокамерой позволит запечатлеть это замечательное явление. Максимальные размеры диска Меркурия составят более 12 угловых секунд. Явление начнется в 11 часов 12 минут по всемирному времени, а закончится в 18 часов 40 минут. Это означает, что жители западной половины страны смогут увидеть это достаточно редкое астрономическое событие. Подробное описание обстоятельств явления можно найти на Астронет ( http://www.astronet.ru/db/msg/1334887 ). Следующее прохождение Меркурия по диску Солнца состоится в ноябре 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна, а 18 мая переходит в созвездие Тельца, где проведет остаток описываемого периода. Утренняя видимость планеты закончилась, и она постепенно приближается к своему соединению с Солнцем, которое произойдет 6 июня. Угловое удаление к западу от Солнца за месяц уменьшится от 10 до 2 градусов. Видимый диаметр Венеры составляет около 10, а фаза приближается к 1 при блеске около -3,9m..

Марс перемещается попятно по созвездию Скорпиона, 28 мая переходя в созвездие в созвездие Весов. Планета наблюдается всю ночь над южным горизонтом. Блеск планеты возрастает от -1,1m до -2,0m, а видимый диаметр увеличивается от 16,0 до 18,6 Планета достигает противостояния 22 мая, а 30 мая максимально сблизится с Землей. В телескоп виден диск, детали на котором визуально можно обнаружить в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Льва, меняя движение на прямое 10 мая. Газовый гигант наблюдается вечером и ночью. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 40,9 до 37,4 при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Змееносца. Наблюдать окольцованную планету можно на ночном и утреннем небе у восточного и южного горизонта с продолжительностью видимости около пяти часов. Блеск планеты составляет около 0m при видимом диаметре, имеющим значение около 18,5. Планета достигает противостояния 3 июня. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40х16 при наклоне к наблюдателю 25 градусов.

Уран (6,0m, 3,4.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб (близ звезды дзета Psc с блеском 5,2m). Планета появится на утреннем небе лишь в середине мая. Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, но такая возможность представится только осенью и зимой. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (8,0m, 2,3) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на утреннем небе средних широт около получаса (в начале месяца), а к концу описываемого периода продолжительность видимости превысит 1 час. Для поисков планеты понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2016 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом (даже неподвижным) с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет, видимых в мае с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: P/LINEAR (252P) и PANSTARRS (C/2014 S2). Комета P/LINEAR (252P) медленно перемещается по созвездию Змееносца. Блеск кометы постепенно снижается, от 7 до 9m. Небесная странница PANSTARRS (C/2014 S2) перемещается по созвездию Большой Медведицы, сохраняя блеск на уровне 10m. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими в мае будут Веста (8,2m) и Церера и Ирида (9,3m). Веста движется по созвездию Тельца, Церера – по созвездию Кита, а Ирида – по созвездию Змееносца. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn052016.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: RT CYG (7,3m) 7 мая, Z CYG (8,7m) 8 мая, T CEN (5,5m) 11 мая, R VIR (6,9m) 11 мая, V BOO (7,0m) 14 мая, RY OPH (8,2m) 14 мая, S LAC (8,2m) 15 мая, S СМI (7,5m) 17 мая, T CEP (6,0m) 19 мая, X OPH (6,8m) 22 мая, R AQL (6,1m) 22 мая, R AQR (6,5m) 23 мая, T HYА (7,8m) 24 мая, Т AND (8,5m) 27 мая, W AQL (8,3m) 28 мая, Х СЕТ (8,8m) 30 мая, R CMI (8,0m) 30 мая, RU HER (8,0m) 31 мая. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 5 мая в 20 часов по всемирному времени максимума действия достигнут эта-Аквариды (ZHR= 40) из созвездия Водолея. Луна в период максимума этого потока имеет фазу, близкую к новолунию, поэтому условия наблюдений потока в этом году весьма благоприятны.

Подробнее на http://www.imo.net Другие сведения – в АК_2016 – http://www.astronet.ru/db/msg/1334887