Астрономический календарь на декабрь 2020 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

Астрономический календарь

1 декабря – Луна (Ф= 0,99-) в восходящем узле своей орбиты,
3 декабря – Луна (Ф= 0,93-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
5 декабря – покрытие Луной (Ф= 0,79-) звезды гамма Рака (4,7m) при видимости на большей части России,
5 декабря – Луна (Ф= 0,8-) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
6 декабря – Луна (Ф= 0,64-) проходит севернее Регула,
8 декабря – максимум действия метеорного потока Моноцеротиды (ZHR= 2) из созвездия Единорога,
8 декабря – Луна в фазе последней четверти,
8 декабря – Меркурий проходит в 4,5 гр. севернее Антареса,
10 декабря – Луна (Ф= 0,22-) проходит севернее Спики,
11 декабря – долгопериодическая переменная звезда RS Геркулеса близ максимума блеска (6,5m),
12 декабря – Луна (Ф= 0,05-) в перигее своей орбиты на расстоянии 361776 км от центра Земли,
12 декабря – Луна (Ф= 0,05-) проходит севернее Венеры (покрытие, видимое на Дальнем Востоке),
13 декабря – Луна (Ф= 0,01-) проходит севернее Антареса,
14 декабря – максимум действия метеорного потока Геминиды (ZHR= 120) из созвездия Близнецов,
14 декабря – Луна (Ф= 0,0) проходит севернее Меркурия (покрытие),
14 декабря – Луна (Ф= 0,0) в нисходящем узле своей орбиты,
14 декабря – новолуние,
14 декабря – полное солнечное затмение видимое в южной Америке (в России не видно),
15 декабря – Луна (Ф= 0,02+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
17 декабря – Луна (Ф= 0,08+) близ Юпитера и Сатурна,
19 декабря – долгопериодическая переменная звезда T Большой Медведицы близ максимума блеска (6,5m),
20 декабря – Меркурий проходит верхнее соединение с Солнцем,
20 декабря – Луна (Ф= 0,39+) проходит южнее Нептуна,
21 декабря – долгопериодическая переменная звезда S Малого Пса близ максимума блеска (6,5m),
21 декабря – зимнее солнцестояние,
21 декабря – Юпитер проходит в 0,1 гр. южнее Сатурна,
21 декабря – покрытие Луной (Ф= 0,48+) звезды 30 Рыб (4,4m) при видимости на Европейской части России,
21 декабря – Луна в фазе первой четверти,
22 декабря – максимум действия метеорного потока Урсиды (ZHR= 10) из созвездия Малой Медведицы,
23 декабря – Венера проходит в 5,6 гр. севернее Антареса,
23 декабря – Луна (Ф= 0,67+) проходит южнее Марса,
24 декабря – Луна (Ф= 0,75+) в апогее своей орбиты на расстоянии 405010 км от центра Земли,
24 декабря – покрытие Луной (Ф= 0,76+) звезды кси1 Кита (4,4m) при видимости в западной половине России,
25 декабря – Луна (Ф= 0,77+) проходит южнее Урана,
26 декабря – Луна (Ф= 0,90+) проходит южнее Плеяд,
27 декабря – долгопериодическая переменная звезда S Скульптора близ максимума блеска (5,5m),
27 декабря – покрытие на 13 секунд звезды HIP 31816 (7,3m) из созвездия Единорога астероидом (41) Дафния при видимости в Приморье и на Сахалине,
27 декабря – Луна (Ф= 0,94+) проходит севернее Гиад и Альдебарана,
28 декабря – Луна (Ф= 0,97+) в восходящем узле своей орбиты,
30 декабря – полнолуние,
30 декабря – покрытие Луной (Ф= 1,0) звезды омега Близнецов (5,2m) при видимости на большей части России,
30 декабря – Луна (Ф= 1,0) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора.

Солнце до 18 декабря движется по созвездию Змееносца, а затем переходит в созвездие Стрельца. Склонение центрального светила к 21 декабря в 10 часов 03 минут по всемирному времени достигает минимума (23,5 градуса к югу от небесного экватора), поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли минимальна. В начале месяца она составляет 7 часов 23 минуты, 22 декабря составляет 6 часов 56 минут, а к концу описываемого периода увеличивается до 7 часов 02 минут. Приведенные выше данные по продолжительности дня справедливы для городов на широты Москвы, где полуденная высота Солнца почти весь месяц придерживается значения 10 градусов. Наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра, (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.rU/db/msg/l 222232).

Луна начнет движение по зимнему небу в созвездии Тельца около фазы полнолуния. 2 декабря Луна достигнет созвездия Близнецов, уменьшив фазу до 0,97-. Здесь ночное светило достигнет максимального положительного склонения и будет наблюдаться в ночные часы высоко над горизонтом. Затем лунный диск устремится к созвездию Рака, которого достигнет 4 декабря, уменьшив фазу до 0,85-. На следующий день Луна при фазе около 0,8- пройдет севернее звездного скопления Ясли (М44). 5 декабря ночное светило перейдет в созвездие Льва (Ф= 0,73-), где 6 декабря при фазе 0,64- пройдет севернее Регула, а 7 декабря покроет астероид Веста при видимости на большей части страны. В созвездии Льва Луна 8 декабря примет фазу последней четвери, перейдя в этот же день в созвездие Девы при фазе 0,45. 10 декабря при фазе 0,22- Луна пройдет севернее Спики. 11 декабря старый месяц (Ф= 0,13-) перейдет в созвездие Весов, где 12 декабря пройдет севернее Венеры (покрытие, видимое на Дальнем Востоке). 13 декабря старый тонкий месяц перейдет в созвездие Скорпиона при фазе около 0,03-. В созвездие Змееносца лунный серп войдет в этот же день при фазе 0,01-. Здесь Луна примет фазу новолуния 14 декабря и в этот же день перейдет в созвездие Стрельца и на вечернее небо. 17 декабря Луна пройдет южнее Юпитера и Сатурна при фазе 0,08+, наблюдаясь низко над горизонтом на вечернем небе. В этот же день лунный серп перейдет в созвездие Козерога и пробудет здесь до 19 декабря, увеличив фазу до 0,24+. В созвездии Водолея Луна 20 декабря пройдет южнее Нептуна при фазе 0,39+, а на следующий день перейдет в созвездие Рыб, увеличив фазу до 0,47+. Здесь Луна примет фазу первой четверти 22 декабря, перейдя в этот день в созвездие Кита. 23 декабря снова перейдет в созвездие Рыб (Ф= 0,65+), находясь южнее Марса. 24 декабря лунный овал (Ф= 0,74+) еще раз посетит созвездие Кита, а 25 декабря (Ф= 0,78+) перейдет в созвездие Овна (близ Урана). Здесь Луна пробудет до 26 декабря, когда перейдет в созвездие Тельца. В этот день яркая Луна пройдет южнее Плеяд, а на следующий день достигнет Гиад и Альдебарана при фазе 0,94+. 29 декабря ночное светило перейдет в созвездие Близнецов, где примет фазу полнолуния 30 декабря. 31 декабря лунный диск перейдет в созвездие Рака и закончит свой путь по небу 2020 года при фазе 0,96- около звездного скопления Ясли (М44).

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов, 3 декабря переходя в созвездие Скорпиона, 6 декабря – в созвездие Змееносца, а 18 декабря – в созвездие Стрельца. Меркурий наблюдается на фоне утренней зари. В начале месяца его элонгация будет иметь значение 10 градусов, а 20 декабря планета пройдет верхнее соединение с Солнцем, переходя на вечернее небо. Видимый диаметр Меркурия придерживается 5 угловых секунд при блеске около -1m. Фаза планеты составляет около 1. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид диска. В самом конце года планету можно попытаться отыскать на вечернем небе. Лучшие условия для этого будут в южных районах страны.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов, 17 декабря переходя в созвездие Скорпиона, а 21 декабря – в созвездие Змееносца. Планета наблюдается на утреннем небе, уменьшая угловое расстояние от центрального светила от 28 до 20 градусов. Венеру можно наблюдать невооруженным глазом на дневном небе (в первой половине дня). 12 декабря около планеты будет находиться Луна, что облегчит поиск Венеры в дневное время. В этот же день произойдет покрытие планеты Луной при видимости на Дальнем Востоке. Видимый диаметр Венеры за месяц уменьшится от 12” до 11”, а фаза увеличится от 0,9 до 1 при блеске, около -4ш. В телескоп планета видна в виде небольшого белого диска без деталей.

Марс перемещается по созвездию Рыб в одном направлении с Солнцем. Планета видна всю ночь достаточно высоко над южным горизонтом в виде яркой звезды с блеском, уменьшающемся за месяц от -1т до -0,Зm. Видимый диаметр загадочной планеты в течение декабря уменьшится от 14,5 до 10,5 секунд дуги. В телескоп наблюдается небольшой диск, на поверхности которого можно различить некоторые детали и полярную шапку. Методы фотографии с последующей обработкой на компьютере дадут более детальный результат по сравнению с визуальными наблюдениями.

Юпитер перемещается по созвездию Стрельца в одном направлении с Солнцем, 18 декабря переходя в созвездие Козерога. Газовый гигант наблюдается по вечерам. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 34,5” до 32,9” при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается по созвездию Стрельца в одном направлении с Солнцем, 15 декабря переходя в созвездие Козерога. Наблюдается окольцованная планета по вечерам. Блеск планеты придерживается значения +0,6ш при видимом диаметре 15,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 22 градуса.

Уран (6m, 3,5”) перемещается попятно по созвездию Овна южнее звезды альфа этого созвездия. Планета видна всю ночь, т.к. находится около противостояния с Солнцем. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m). Планета наблюдается вечером и ночью. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в  Астрономическом календаре на 2020 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 10ш и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: P/Machholz (141Р) и ATLAS (С/2020 М3). Первая при максимальном расчетном блеске около 8,5m движется по созвездиям Орла, Козерога и Водолея. Вторая перемещается по созвездиям Тельца и Возничего при максимальном расчетном блеске около 9ш. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов месяца самым ярким будет Веста (7,4m), которая движется по созвездию Льва. Карты путей астероидов (комет) даны в приложении. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndeXzAh.htm.

Из относительно ярких дологопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: Y Дракона 9,2m – 1 декабря, Y Единорога 9,1m – 3 декабря, R Змееносца 7,6m – 3 декабря, RU Лебедя 8,0m – 3 декабря, RS Девы 8,1m – 4 декабря, RR Орла 9,0m – 4 декабря, Т Журавля 8,6m – 4 декабря, W Кассиопеи 8,8m – 6 декабря, RR Стрельца 6,8m – 9 декабря, RT Центавра 9,0m -10 декабря, RS Геркулеса 7,9m – 11 декабря, R Дельфина 8,3m – 14 декабря, U Девы 8,2m – 18 декабря, R Стрельца 7,3m – 18 декабря, Т Большой Медведицы 7,7m – 19 декабря, S Малого Пса 7,5m – 21 декабря, RV Орла 9,0m – 21 декабря, V Близнецов 8,5m – 25 декабря, S Ящерицы 8,2m – 25 декабря, S Скульптора 6,7m – 27 декабря, Z Кита 8,9m – 27 декабря. Больше сведений на https://www.aavso.org/

Среди основных метеорных потоков 8 декабря в максимуме действия окажутся Моноцеротиды (ZHR= 2) из созвездия Единорога. Луна в период максимума этого потока будет иметь фазу последней четверти и будет некоторой помехой для наблюдений. 14 декабря максимума действия достигнут Геминиды (ZHR= 120) из созвездия Близнецов. Мощный зимний поток с высоким радиантом. Луна, в фазе близкой к новолунию, не помешает наблюдениям. 22 декабря максимума действия достигнут Урсиды (ZHR= 10) из созвездия Малой Медведицы. Луна, в фазе близкой к первой четверти, будет некоторой помехой наблюдениям. Подробнее на http ://www. imo. net

Дополнительно в AK 2020 – http://www.astronet.rU/db/msg/l364099.

Календарь наблюдателя на декабрь 2020 года