Астрономический календарь на февраль 2023 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

2 февраля – Луна (Ф= 0,9+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
4 февраля – Луна (Ф= 0,98+) в апогее своей орбиты на расстоянии 406476 км от центра Земли,
4 февраля – Луна (Ф= 0,99+) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44),
5 февраля – полнолуние,
6 февраля – Луна (Ф= 0,99-) проходит севернее Регула,
11 февраля – Луна (Ф= 0,74-) проходит севернее Спики,
12 февраля – Луна (Ф= 0,64-) в нисходящем узле своей орбиты,
13 февраля – Луна в фазе последней четверти,
14 февраля – Луна (Ф= 0,38-) проходит севернее Антареса,
15 февраля – Венера проходит в 1 угловой минуте от Нептуна.
16 февраля – Луна (Ф= 0,2-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
16 февраля – Сатурн в соединении с Солнцем,
18 февраля – Луна (Ф= 0,03-) проходит южнее Меркурия,
19 февраля – Луна (Ф= 0,01-) в перигее своей орбиты на расстоянии 358267 км от центра Земли,
20 февраля – Луна (Ф= 0,01-) проходит южнее Сатурна,
20 февраля – новолуние,
21 февраля – Луна (Ф= 0,03+) проходит южнее Нептуна,
21 февраля – Луна (Ф= 0,06+) проходит южнее Венеры,
22 февраля – Луна (Ф= 0,09+) проходит южнее Юпитера (покрытие при видимости в Южной Америке),
24 февраля – покрытие Луной (Ф= 0,2+) звезды омикрон Рыб при видимости на севере страны,
24 февраля – Луна (Ф= 0,25+) в восходящем узле своей орбиты,
25 февраля – покрытие Луной (Ф= 0,32+) Урана при видимости в Канаде и Гренландии,
26 февраля – Луна (Ф= 0,45+) между Плеядами и Гиадами,
27 февраля – Луна в фазе первой четверти,
28 февраля – покрытие Луной (Ф= 0,58+) Марса при видимости на севере Европейской части страны.

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Февраль – не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать центральное светило можно весь день. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу февраля в созвездии Тельца при фазе 0,8+. 1 февраля яркая Луна (Ф= 0,87+) перейдет в созвездие Близнецов, достигая здесь максимального северного склонения. В созвездие Рака ночное светило перейдет 4 февраля при фазе 0,98+. В этот день Луна (Ф= 0,99+) пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44), а 5 февраля перейдет в созвездие Льва и примет здесь фазу полнолуния, наблюдаясь всю ночь. Здесь 6 февраля ночное светило пройдет севернее Регула при фазе 0,99-. 8 февраля лунный диск перейдет в созвездие Девы, уменьшив фазу до 0,92-. Здесь 11 февраля Луна при фазе 0,74- пройдет севернее Спики и устремится к созвездию Весов, в которое войдет 12 февраля при фазе 0,63-. Здесь ночное светило примет фазу последней четверти 13 февраля, а на следующий день при фазе 0,46- вступит в созвездие Скорпиона. 14 февраля лунный серп (Ф= 0,38-) пройдет севернее Антареса, а 15 февраля пересечет границу созвездия Змееносца при фазе 0,34-. В этот же день Луна (Ф= 0,25-) перейдет в созвездие Стрельца. В этом созвездии Луна пробудет до 18 февраля, когда перейдет в созвездие Козерога при фазе 0,07-. В этот день тонкий стареющий серп (Ф= 0,03-) пройдет южнее Меркурия, а 19 февраля вступит в созвездие Водолея при фазе 0,01- (находясь южнее Сатурна). Здесь 20 февраля ночное светило примет фазу новолуния, а 21 февраля при фазе 0,03+ пройдет южнее Нептуна. 22 февраля молодой месяц (Ф= 0,05+) перейдет в созвездие Рыб, где при фазе 0,06+ пройдет южнее Венеры. В этот же день Луна (Ф= 0,08+) перейдет в созвездие Кита и пройдет (Ф= 0,09+) южнее Юпитера (покрытие при видимости в Южной Америке), а 23 февраля при фазе 0,11+ вновь вернется в созвездие Рыб. 24 февраля Луна (Ф= 0,22+) достигнет созвездия Овна, где 25 февраля при фазе 0,32+ покроет Уран (видимость в Канаде и Гренландии),  а затем устремится к созвездию Тельца, в которое войдет 26 февраля при фазе 0,4+. В этот день Луна при фазе около 0,45+ будет находиться между Плеядами и Гиадами, а 27 февраля примет фазу первой четверти и пройдет севернее Альдебарана. 28 февраля достигнет Марса, который покроет при фазе 0,58+ (видимость на севере Европейской части страны). В созвездии Тельца Луна закончит свой путь по февральскому небу при фазе 0,66+.

Меркурий движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца, 11 февраля переходя в созвездие Козерога. Быстрая планета видна на утреннем небе (лучше всего в южных районах страны). Элонгация Меркурия уменьшается за месяц от 25 до 15 градусов. Блеск планеты увеличивается от -0,2m до -0,5m Видимый диаметр Меркурия уменьшается за месяц от 7 до 5 секунд дуги, а фаза планеты увеличивается от 0,65 до 0,9.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея, 15 февраля переходя в созвездие Рыб. 22 февраля близ Венеры пройдет Луна. Угловое расстояние от Солнца увеличивается от 24 до 30 градусов к востоку от Солнца. Планету можно найти на вечернем небе. Видимый диаметр Венеры увеличивается от 11” до 12”, а фаза уменьшается от 0,9 до 0,85 при блеске около -4m. В телескоп виден небольшой диск без каких-либо деталей на поверхности.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца. 28 февраля Марс покроется Луной. Планета имеет вечернюю и ночную видимость, которая постепенно ухудшается. Блеск Марса за месяц уменьшается от -0,3m до +0,4m, а видимый диаметр от 11 до 8 секунд дуги. В телескоп наблюдается небольшой диск с деталями на поверхности планеты. Идет благоприятный период для визуальных и фотографических наблюдений Марса в 2023 году.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб, 5 февраля переходя в созвездие Кита, а 18 февраля – в созвездие Рыб. Газовый гигант наблюдается на вечернем небе. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается за месяц от 36” до 34” при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 13 февраля переходя в созвездие Водолея. 16 февраля планета пройдет соединение с Солнцем. Окольцованную планету в начале месяца можно найти на вечернем небе, а в конце – на утреннем. Блеск планеты составляет +0,8m при видимом диаметре около 15”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет 12 градусов.

Уран (6m, 3,5”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна близ слабой звезды сигма Овна (5,5m). 25 февраля Уран покроется Луной. Планета находится на вечернем и ночном небе. Уран может быть найден при помощи бинокля, а в безлунные ночи его можно разглядеть невооруженным глазом. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Водолея южнее звезды лямбда Psc (4,5m). Планета находится на вечернем небе. Нептун можно найти в бинокль с использованием звездных  карт Астрономического календаря на 2023 год. Диск планеты различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: ZTF (C/2022 E3) и ZTF (C/2020 V2). Первая при максимальном расчетном блеске около 6m движется по созвездиям Жирафа, Возничего и Тельца. Вторая перемещается по созвездиям Кассиопеи, Персея и Андромеды при максимальном расчетном блеске около 10m. В начале месяца первой звездной величины может достичь комета P/Machholz (96P), но она будет находиться всего в 5 градусах севернее Солнца. Подробные сведения  о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самой яркой будет Церера (около 7m) в созвездии Девы. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Долгопериодические переменные звезды месяца. Данные по переменным звездам (даты максимумов и минимумов) можно найти на http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 9 февраля максимума действия достигнут альфа-Центауриды (ZHR=

6) из созвездия Центавра. Луна в период максимума этого потока близка к полнолунию и создаст помехи для наблюдений этого метеорного потока. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в АК_2023 – http://www.astronet.ru/db/msg/1855123