Астрономический календарь на май 2021 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 мая – Луна (Ф= 0,76-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
3 мая – долгопериодическая переменная звезда RS Лебедя близ максимума блеска (6,5m),
3 мая – Луна в фазе последней четверти,
3 мая – Луна (Ф= 0,5-) проходит южнее Сатурна,
5 мая – Луна (Ф= 0,39-) проходит южнее Юпитера,
6 мая – Луна (Ф= 0,22-) проходит южнее Нептуна,
9 мая – долгопериодическая переменная звезда V Волопаса близ максимума блеска (6,5m),
10 мая – Луна (Ф= 0,0) проходит южнее Урана,
11 мая – новолуние,
11 мая – Луна (Ф= 0,0) в апогее своей орбиты на расстоянии 406510 км от центра Земли,
12 мая – Луна (Ф= 0,01-) проходит южнее Плеяд,
12 мая – Луна (Ф= 0,01+) близ Венеры (покрытие, видимое в акватории Тихого океана),
13 мая – Луна (Ф= 0,02+) проходит севернее Альдебарана,
13 мая – Луна (Ф= 0,02+) в восходящем узле своей орбиты,
13 мая – Луна (Ф= 0,03) близ Меркурия,
14 мая – покрытие Луной (Ф= 0,07+) звезды 121 Тельца (5,4m) при видимости в Сибири,
15 мая – Луна (Ф= 0,14+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
16 мая – долгопериодическая переменная звезда R Змеи близ максимума блеска (5m),
16 мая – Луна (Ф= 0,17+) проходит севернее Марса,
17 мая – Меркурий в восточной (вечерней) элонгации 22 градуса,
17 мая – Венера проходит в 6 гр. севернее Альдебарана,
18 мая – Луна (Ф= 0,33+) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
19 мая – Луна в фазе первой четверти,
19 мая – Луна (Ф= 0,5+) проходит севернее Регула,
21 мая – покрытие Луной (Ф= 0,7+) звезды ню Девы (4,0m) при видимости в Сибири,
23 мая – Луна (Ф= 0,88+) проходит севернее Спики,
23 мая – покрытие Луной (Ф= 0,7+) звезды 74 Девы (4,7m) при видимости в Сибири,
23 мая – Сатурн в стоянии с переходом к попятному движению,
24 мая – долгопериодическая переменная звезда R Гончих Псов близ максимума блеска (6m),
25 мая – покрытие Луной (Ф= 0,99+) звезды 41 Lib (5,5m) при видимости на Европейской части страны,
26 мая – Луна (Ф= 1,0) в перигее своей орбиты на расстоянии 357312 км от центра Земли,
26 мая – полнолуние,
26 мая – полное лунное затмение (видимость в восточных районах страны),
26 мая – Луна (Ф= 1,0) проходит севернее Антареса,
26 мая – Луна (Ф= 1,0) в нисходящем узле своей орбиты,
27 мая – долгопериодическая переменная звезда R Гончих Псов близ максимума блеска (6,5m),
23 мая – покрытие Луной (Ф= 0,89+) звезды 74 Девы (4,7m) при видимости в Сибири,
28 мая – Луна (Ф= 0,92-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
29 мая – Меркурий проходит в 0,4 гр. южнее Венеры,
30 мая – Меркурий в стоянии с переходом к попятному движению,
31 мая – Луна (Ф= 0,73-) проходит южнее Сатурна.

Солнце движется по созвездию Овна до 14 мая, а затем переходит в созвездие Тельца и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 15 часов 23 минут в начале месяца до 17 часов 09 минут в конце мая. С 22 мая в вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними (до 22 июля). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за май месяц возрастет с 49 до 56 градусов. Чем выше к северу, тем продолжительность ночи короче. На широте Мурманска, например, темное небо можно будет наблюдать лишь в конце лета. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу мая при фазе 0,8- в созвездии Стрельца. 2 мая лунный овал пересечет границу с созвездием Козерога, где задержится до 4 мая. В этом созвездии Луна примет фазу последней четверти, находясь южнее Сатурна. При фазе 0,41- серп Луны 4 мая войдет в созвездие Водолея, где в этот день пройдет (Ф= 0,39-) южнее Юпитера. 6 мая Луна достигнет Нептуна, южнее которого будет наблюдаться при фазе 0,22-. 7 мая тающий лунный серп будет наблюдаться в созвездии Рыб, в этот же день перейдя в созвездие Кита. Здесь Луна пробудет весь день 8 мая, а 9 мая еще раз перейдет в созвездие Рыб при фазе 0,07-. 10 мая лунный серп (Ф= 0,03-) еще раз посетит созвездие Кита, которое покинет в этот же день при фазе 0,01 -, перейдя в созвездие Овна и находясь близ Урана. В этом созвездии Луна 11 мая примет фазу новолуния, перейдя на вечернее небо, и вступив в созвездие Тельца. Здесь 12 мая растущий серп (Ф= 0,01+) будет наблюдаться близ рассеянного звездного скопления Плеяды и Венеры. 13 мая Луна сблизится с Гиадами, а затем с Меркурием, увеличив фазу до 0,03+. 15 мая молодой месяц достигнет созвездия Близнецов при фазе 0,1+ и пробудет здесь до 17 мая. 16 мая Луна пройдет севернее Марса при фазе 0,17+, а покинет созвездие Близнецов уже при фазе 0,26+. В созвездии Рака серп Луны пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44) при фазе 0,33+ 18 мая, в этот же день вступив (Ф= 0,4+) в созвездие Льва. 19 мая Луна примет фазу первой четверти, пройдя севернее Регула. 20 мая лунный овал будет находиться южнее Весты, а 21 мая перейдет в созвездие Девы при фазе 0,68+. Здесь 23 мая Луна (Ф= 0,88+) пройдет севернее Спики, устремившись к созвездию Весов, в которое войдет 24 мая при фазе 0,95+. 26 мая почти полная Луна войдет в созвездие Скорпиона и примет здесь фазу полнолуния. В этот же день яркий лунный диск перейдет в созвездие Змееносца, а 27 мая достигнет (Ф= 0,97-) созвездия Стрельца. В этом созвездии Луна пробудет до 30 мая, когда перейдет в созвездие Козерога при фазе 0,82-. Здесь Луна 31 мая второй раз за месяц пройдет (Ф= 0,73-) южнее Сатурна и закончит свой путь по весеннему небу при фазе 0,63-.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца, 17 мая достигая максимальной элонгации к востоку от Солнца 22 градуса. Это означает, что планета видна на вечернем небе недалеко от Венеры. Данная видимость является благоприятной для средних широт страны. Видимый диаметр Меркурия увеличится за месяц от 5,5 до 11 угловых секунд, а блеск быстрой планеты уменьшается от -1m до 3m. Фаза Меркурия уменьшается от 0,85 до 0,1. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид овала, переходящего в полудиск, а затем в серп. 30 мая Меркурий сменит движение с прямого на попятное.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна, 3 мая переходя в созвездие Тельца. Планета наблюдается на вечернем небе, увеличивая угловое расстояние от центрального светила от 9 до 17 градусов. Видимый диаметр Венеры составляет около 10”, а фаза близка к 1 при блеске около -4m. 12 мая близ Венеры пройдет Луна, а в акватории Тихого океана будет наблюдаться покрытие планеты. В телескоп наблюдается небольшой яркий диск без деталей.

Марс перемещается по созвездию Близнецов в одном направлении с Солнцем. Планета видна по вечерам. Блеск Марса уменьшается за месяц от + 1,6m до + 1,7m. Видимый диаметр загадочной планеты составляет около 4,5 секунд дуги. В телескоп наблюдается крохотный диск, на поверхности которого можно различить некоторые детали.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея. Газовый гигант имеет утреннюю видимость, и виден у юго-восточного горизонта. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается от 37” до 41” при блеске ярче -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается по созвездию Козерога прямым движением, 23 мая меняя его на попятное. Окольцованная планета имеет утреннюю видимость, и видна у юго-восточного горизонта. Блеск планеты придерживается значения +0,7m при видимом диаметре около 17”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет 17 градусов.

Уран (6m, 3,5”) имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Овна южнее звезды альфа этого созвездия. Планета находится около соединения с Солнцем и не видна. В периоды видимости разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея левее звезды фи Aqr (4,2m). Планета находится на утреннем небе. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2021 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: C/2020 R4 (ATLAS) и P/Tempel (10P). Первая при максимальном расчетном блеске около 10m движется по созвездиям Гончих Псов, Волос Вероники, Большой Медведицы и Льва. Вторая перемещается по созвездиям Рыб и Кита при максимальном расчетном блеске около 10m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самым ярким будет Веста (7m), которая движется по созвездию Льва. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndeXzAh.htm .

Дологопериодические переменные звезды месяца (по данным http://blog.astronomypage.ru/ – звездная величина фотографическая): ST Стрельца 8,3m – 3 мая, RS Лебедя 7,4m – 3 мая, U Малой Медведицы 8,2m – 7 мая, V Волопаса 7,8m – 9 мая, X Андромеды 9,0m – 10 мая, S Большой Медведицы 8,0m – 12 мая, ST Андромеды 9,0m – 14 мая, R Змеи 6,3m – 16 мая, X Близнецов 8,6m – 19 мая, R Гончих Псов 7,3m – 24 мая, R Пегаса 7,7m – 27 мая, V Возничего 8,6m – 31 мая, S Водолея 8,6m – 31 мая. Дополнительно на https://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 5 мая максимума действия достигнут эта-хАквариды (ZHR= 40) из созвездия Водолея. Луна в период максимума этого потока имеет фазу, близкую к последней четверти, поэтому условия наблюдений потока будут определяться наличием ночного светила над горизонтом. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в AK 2021